В этой рубрике я буду писать о своих любимых актёрах и актрисах. Сегодня речь пойдёт о талантливом Новозеландском актёре Расселе Кроу. Его творчество открыл для себя совсем недавно, во время подготовки другого материала, но актёрское мастерство Кроу заставило немного поменять планы и посвятить следующую статью ему. Ознакомившись с 10-ью работами этого замечательного актёра, я готов наиболее полно рассказать о его творчестве. Конечно, обхватить в одной статье всё творчество Рассела Кроу сложно, поэтому я заострю внимание на интересующих лично меня проектах.
1. «Скины».
Тогда ещё молодой Рассел Кроу начинал со всеми известного шоу «Субботним вечером в прямом эфире», потом переключившись на незаметные роли в разных фильмах и сериалах. Первой по-настоящему заметной ролью стал Хэндо из фильма «Скины» (также известному под названием «Romper Stomper»). Как можно понять из названия фильма, речь в нём идёт о группе скинхэдов, которые жестоко избивают китайских мигрантов. Но вскоре их жизнь осложняется крайне кровопролитной стычкой с последними, из-за чего они вынуждены броситься в бега. Тема фильма крайне спорная и многие люди принимают однозначную сторону по отношению к неонацизму, но что мне понравилось в этом фильме, так это серость персонажей. То есть как скинхэды, так и китайцы показаны загнанными в угол животными, которые уничтожают своих соперников и только зрителю решать, на стороне каких плохих людей быть. Помимо мощной моральной стороны (которая задаёт вопросы далеко не только о неонацизме), картина имеет очень динамичный и интересный сюжет. Правда даже с учётом всего 92 минут хронометража фильм не назвать лёгким: много сцен реалистичного насилия, трясущаяся манера съёмки (но здесь она обусловлена реализмом и не портит фильм) и много тяжёлых моральных вопросов делают фильм крайне сложным к восприятию. Но если вы готовы посмотреть действительно грубое и реалистичное кино не лишённое смысла, то «Скины» к вашим услугам.
2. «Секреты Лос-Анджелеса».
На фоне успехов в родной Австралии (у актёра двойное гражданство), Рассела Кроу начали звать в крупные голливудские проекты на второй план. Например, он снялся в довольно посредственном вестерне Сэма Рэйми «Быстрый и мёртвый», но Кроу там засветился с Шэрон Стоун и Джином Хэкменом, что обратило на него внимание голливудских продюсеров, которые взяли талантливого актёра на одну из главных ролей в фильме «Секреты Лос-Анджелеса». Фильм имел оглушительный успех: 9 номинаций на Оскар, две из которых фильм взял (за лучший адаптированный сценарий и лучшую женскую роль второго плана), 126 миллионов сборов при скромном для такого фильма 35 миллионом бюджете и прекрасные зрительские оценки. И надо учитывать, что это всё в один год с выходом «Титаника» (!!!). Не сказать, что этот фильм мне так сильно понравился, но действительно он заслужил всех похвал. Качественный сценарий, долго подводящий и плавно раскрывающий историю и персонажей, актёры (о них отдельно) и ламповая атмосфера криминального Лос-Анджелеса 1950-х действительно завораживают. Рассел Кроу очень хорошо вписался в образ дуболомного, но справедливого Бада Уайта, Гай Пирс и Кевин Спейси отлично отыграли мразей разной степени отвратительности, а Ким Бейсингер (получившая Оскар), Дэнни ДеВито и другие приятно дополняют картину. Если вы хотите посмотреть хороший детектив в антураже 1950-х и готовы дать час на раскачку, то дайте «Секретам Лос-Анджелеса» шанс. Уверен, он вас не разочарует.
3. «Гладиатор».
Изначально хотел написать про «Своего человека», за которого Рассел Кроу отхватил первую из трёх подряд номинаций на Оскар, но этот фильм мне показался поразительно скучным, так что его не досмотрел. Поэтому сразу перейдём к главной и, пожалуй, самой узнаваемой роли известного новозеландца – Максимуса в «Гладиаторе». Сказать, что произвёл фурор – ничего не сказать. 5 Оскаров из 12 номинаций (в том числе за лучшую мужскую роль и лучший фильм), 460 миллионов долларов сборов, всенародная любовь (20 место в топе-250 Кинопоиска и культовый статус). Пожалуй, даже самые признанные и легендарные актёры не имеют таких успехов в своём резюме, что уж говорить про тогда только восходившую звезду Кроу. Всё, что нужно сказать о его карьере после этого фильма, так это то, что за свой следующий крупный проект он получил в три раза больше, чем за «Гладиатора», и следующие годы спокойно держал этот ценник (15 миллионов долларов за роль), иногда поднимая его аж до 20. А сам фильм действительно стоит оваций – шедевр на все времена.
4. «Игры разума».
После «Гладиатора» Рассел Кроу продолжил жарить, залетев в ещё один фильм-лауреат премии Оскар. Перечислять все успехи фильма уже не буду, достаточно сказать то, что он занимает 17 место в топ-250 Кинопоиска. Зрители эту картину просто обожают, да и есть за что, откровенно говоря. Абсолютно прекрасный перформанс Рассела Кроу, безусловно лучший в его карьере (очень жаль, что Оскар он получил за «Гладиатора», а не роль Джона Нэша мл.), прекрасная Дженнифер Коннелли (по делу забравшая Оскар за лучшую женскую роль второго плана в том году) и другие актёры, также великолепно вжившиеся в образы. Ещё хочется отметить отличный сценарий и режиссуру – фундамент у фильма очень крепкий. Всё, что остаётся добавить, что если вы ещё не посмотрели этот фильм, то бегите и срочно это исправляйте, он того стоит.
5. «Хороший год».
Далее у Кроу откровенно не пошло: очень дорогой «Хозяин морей: На краю Земли» потонул в прокате, не взяв много премий. По сути, всё что досталось этому проекту, это пара технических Оскаров и относительная любовь зрителей, но тогда боссы студий ещё готовы были на такое закрыть глаза. Также не удался в финансовом плане «Нокдаун»: фильм о любимце Америки 1930-х Джиме Брэддоке не добрал в прокате, а номинаций на Оскары собрал даже меньше, чем развлекательный «Хозяин морей…». В общем, Кроу был не в лучшем положении, поэтому решил опять поработать с Ридли Скоттом, с которым они когда-то порвали киносообщество «Гладиатором». Правда продолжить сотрудничество два таланта решили с камерного фильма «Хороший год». Он прошёл незаметно: слабый прокат, даже не отбивший 35 миллионный бюджет, отсутствие даже каких-то местечковых номинаций на какой-нибудь Сатурн и невысокие зрительские баллы. Но, на самом деле, фильм вполне неплох. Я бы его назвал более романтизированной и банальной версией «Волка с Уолл-Стрит». Рассел Кроу сыграл Макса Скиннера, стандартного алчного брокера, который гребёт деньги лопатой. Вдруг он узнаёт о смерти дяди, который был единственным человеком, которого Макс по-настоящему любил. В наследство Скиннеру достаётся вилла в Провансе, на которой также есть поля с виноградом. Естественно, главный герой начинает перевоспитываться. По сути, главная ценность фильма в его красоте: виды Прованса и прекрасная солнечная погода (оператор у фильма очень хороший) местами действительно завораживают. В общем, это такое кино, которое вы посмотрите со своей второй половинкой и забудете. Если ищите именно такое, то «Хороший год» вполне подойдёт.
6. «Поезд на Юму».
Следующий провал Кроу не заставил себя долго ждать – «Поезд на Юму» вышел уже в следующем году. Вестерн со звёздным составом в 2007 году был очень рискованной идеей, и риска она не оправдала. 55 миллионный бюджет улетел в никуда из-за слабых сборов размеров всего в 70 миллионов (половину сборов отдают кинотеатрам), а это ещё без рекламного бюджета. Сам фильм вышел неплохим, ровно как «Хороший год», только наоборот – такое кино надо смотреть в компании друзей, которые любят вестерны про бандитов и шерифов. Кристиан Бэйл и Рассел Кроу молодцы, бесспорно, как и другие актёры, старавшиеся для фильма, но спасти его от слабого сценария, который под конец начинает и вовсе разваливаться на куски, не получилось. Фильм неплохой, но на раз.
7. «Гангстер».
Главный спасательный круг Кроу (который уже основательно надоел продюсерам низкими сборами) должен был стать новый совместный проект с Ридли Скоттом, и отчасти это удалось. Бюджет в кои-то веки отбили, зрители оказались проектом довольны. На большие кинопремии фильм не попал (что не заслуженно), но выдал приемлемый результат. Чего не скажешь о качестве самой картины – оно безупречно. Я, как большой фанат фильмов Скорсезе, не мог не оценить отличную криминальную историю про двух неоднозначных персонажей, которые сильно стоят на своих принципах и не намерены отдавать друг другу позиции. Отличный сценарий, прекрасный каст, две гениальные сцены – если вы ищете хорошее криминальное кино, то «Гангстер» к вашим услугам.
8. «Совокупность лжи».
Далее Рассел Кроу решил продолжить сотрудничество с Ридли Скоттом, перескочив в его новый шпионский триллер. И у картины были все признаки успеха на лицо: основа в виде бестселлера, прекрасный каст (о нём чуть позже), культовый режиссёр у руля и приличный бюджет в 70 миллионов долларов, но что-то пошло не так. Фильм провалился, собрав всего 110 миллионов долларов, а зрительские оценки еле перевалили за 7, из-за чего фильм быстро ушёл в небытие. Единственное логичное объяснения произошедшему, это небольшая усталость аудитории к фильмам о Ближнем Востоке к концу 2000-х, но и это очень надуманно. Ведь фильм действительно вышел годным: отличный сценарий, всецело раскрывающий обе стороны конфликта, интересные персонажи и весомое напряжение должны были найти отклик у зрителя, но что-то не срослось. Поэтому прекрасная работа Леонардо ДиКаприо, Марка Стронга и Рассела Кроу ушла в никуда. А последний тут очень хорош, ведь образ необычен и проработан, да и по сценарию его серый кардинал вызывает интерес. В общем, очень жаль, что фильм откровенно обделили вниманием в своё время. Если не видели, но любите качественные триллеры, посмотрите обязательно.
9. «Робин Гуд».
Последний шанс показать свою состоятельность в дорогостоящих проектах на первых ролях Кроу выпал именно в этом фильме, и он провалился. По классике, фильм не добрал денег, даже не отбив производственный бюджет (и это при том, что главной звезде отдали 1/10 бюджета, а это 20 миллионов долларов, что немало). Сам фильм, также по накатанной схеме, вышел хорошим. Такое ощущение, что удача после «Гладиатора» что у Кроу, что у Ридли Скотта полностью потратилась, и давала о себе знать лишь пару раз. Конечно, большие гонорары – это круто, но когда каждый фильм с актёром даже не отбивает бюджета, в какой-то момент его просто спишут. В фильме полно замечательных актёров: от тех же Рассела Кроу и Марка Стронга (плавно перешедших в «Робина Гуда» из предыдущего проекта в списке) до новоприбывших к Ридли Скотту Кейт Бланшетт и Макса фон Сюдова. Экшн-сцены также удались на славу, да и происхождение героя (равно как и образ) очень интересно освежили. И тут созревает вопрос: «Почему фильм провалился?». Но мне кажется, что всё просто – легенда морально устарела, и смотреть на неё уже никто не захотел. Смотреть также советую, но пересматривать бы не стал.
10. «Славные парни».
После такого провала Рассела Кроу понесло на второй план в успешные фильмы («Человек из стали», «Отверженные»). Он даже попытался вернуться на первый план, но не вышло («Искатель воды»). Правда с «Ноем» Кроу всё же повезло, но это исключение из правил. В 2016 году Шейн Блэк позвал его в своё новое бадди-муви, где пару заметно потолстевшей звезде составил Райан Гослинг. Фильм провалился. При 50 миллионом бюджете «Славные парни» собрали лишь 62 миллиона долларов. Зрительские оценки перепрыгнули 7, но фильму это особо не помогло. Сам фильм хорош, если не видели – советую. Из похожего очень хорошо может зайти «Поцелуй навылет» с Дауни мл. (может про него тоже как-нибудь напишу), но он мне меньше понравился.
Итог:
Рассел Кроу – талантливый актёр, но после феноменальных успехов его лент начала 2000-х, все его фильмы начали проваливаться. Связано ли это с их качеством? Не думаю. Как можно понять из моих описаний, даже самые слабые фильмы с его участием были как минимум на 7, что уж говорить о лучших. Тут скорее роль сыграла их актуальность: «Хороший год» вышел, когда в тренде была мрачность, «Поезд на Юму» немного опередил хайп Тарантино с «Джанго…», «Совокупность лжи» также должна была выйти в году 2006-2007 (но сам роман вышел только в 2007, так что это физически было невозможно) и так далее. После провала «Славных парней» Расселу не повезло залететь в провалившуюся с самого начала «Тёмную вселенную» (которую начал фильм «Мумия), хотя из его Доктора Джекилла мог выйти толк. Сейчас он играет в основном не в лучшем инди, а лучшая роль за последние годы – в сериале «Самый громкий голос». Честно говоря, я не рад как пошла карьера такого талантливого человека, поэтому жду его возвращения (только не в «Гладиаторе 2», пожалуйста).