Я уже несколько лет работаю на должности слесаря КИПиА, и в этой статье я хочу вам рассказать о всех подводных камнях этой профессии.
Начнем с того что слесарю КИПиА по долгу его профессии приходится работать с промышленной электроникой. Которая может обвязывать весь завод. В большинстве случаев неисправности бывают из-за плохого контакта. Но тут нужно понимать что в щит автоматике может приходить сотни и даже тысячи проводов. И сразу определить характер не исправности нельзя. Как правило если при неисправности вызывают КИПовца, то первоначально характер неисправности неясен. И даже на вопрос сколько времени уйдет на исправления неисправности он ответить не может. В большинстве случаев большая часть времени уходит на обнаружение неисправности. И какие-то минуты на их устранение. Допустим возможна ситуация, что двигатель делает чрезмерное количество оборотов чем нужно. Первоначально КИПовец проверит настройки, если там нет ни каких нарушений то продолжит проверять датчики, связанные с этим двигателем. А в последствии окажется что когда-то давным давно этот двигатель сделали синхронным с другим двигателем на противоположном конце завода. И где-то на огромном участке провода к энкодеру пропадает сигнал. Для того чтобы выявить такие неисправности может уйти целая смена. Ну а устранение плохого контакта КИПовец выполнит за минуту. Таки образом в глазах других людей на данном предприятии. Данный КИПовец, будет выглядеть так что, он вроде бы нечего не делал целый день только ходил кругами по заводу целый день. А зарплату за целый рабочий день он получит лишь за то что протянул клеммник на каком-то проводе. Поэтому все и всегда будут считать КИПовца бездельником.
Другой пример, зачастую некоторые операторы приходят и жалуются на какую либо неисправность. Но если КИПовец опытный то он уже с первых слов может понять суть неисправности. А она может находится в также на другом конце завода. Таким образом КИПовец может даже не подходя к операторскому пульту устранить неисправность. Но в глазах опять же оператора если он не видел как производили ремонт, то следовательно само починилось.
Также еще бывают случаи когда операторы не могут объяснить суть неисправности или неисправность проявляется только иногда. Допустим недавно был случай когда оборудование само по себе перезапускалась, и оператору приходилось вводить все настройки заново. Но так как эта неисправность проявляла себе очень редко 1-2 раза за смену. То пришлось просто целый день находится с оператором. И не поверите оборудование за этот день ни разу не перезагрузилось. Проверив все узлы оборудования, пришли к выводу что все в порядке. Но за ночную смену оборудование перезагружалось каждый час. На следующей день пришлось вновь целый день провести вмести с оператором. И лишь в конце дня машина перезагрузилась. Увидев все своими глазами сразу стало понятно что дело в блоке питания. Но данного блока питания должно хватать с огромным запасом. Хоть большая часть предположений сводилась к тому что дело не в нем все же блок питания был заменен. так как что-то искать дальше уже не было времени заканчивался рабочий день. В эту ночь оборудование проработало ни чуть не лучше чем в прошлую, таким образом три дня ушло на то чтобы определить что в части провода в гибком кабельканале пробивает провод запитанный от другого источника питания что заставляет срабатывать реле таким образом что плюс сразу попадает на минус, что и вызывало перегруз блока питания. Таким образом опять же в глазах оператора КИПовец. Два дня просто сидел и нечего не делал. И только в последний день сидел и полдня изучал схемы. И за каких то 30 минут решил поработать и перекинуть кабель.
К тому же КИПовцу очень часто приходится доказывать что дело не в датчиках. Частыми неисправности заключаться непосредственно в механике оборудования. Допустим могла быть растянута цепь из-за этого время срабатывания датчика могло увеличится. И в подобных случаях тяжело доказать слесаря, что дело в их работе.
Но со всем бы я смог смирится но самым главным нюансом данной профессии является то что если вы только что бросили новый кабель через половину завода. А он какой не будь дорого для сверх точных датчиков, и длина у него фиксирована. Будьте уверены что в течении нескольких недель его обязательно порвут. И как его порвали как правило останется тайной. Бывали даже случаи того что ко мне принесли весы на ремонт снаружи они были целы, и стояли пломбы. Разобрав весы перед мной была картины, того чего быть вообще не могло. В них оказалась лопнула плата в 4 местах. Как такое возможно меня не перестает удивлять.
Еще хочу заметить что вся электроника и оборудование автоматизации делается "профессионалами", в большинстве случаев схемы не сходятся. Да и за долгое время эксплуатации. В этом оборудовании частенько все меняется на подобные комплектующие, которые в большом числе менее надежны.