Потому что плохих эмоций нет. Нет и все. Хотя всем нам в детстве говорили, что завидовать нельзя, злиться плохо, ненавидеть - низко. И все мы (а также наши мамы с папами и даже бабушки с дедушками) росли, изо всех сил стараясь не завидовать и не ненавидеть, подавлять злость или находить ей оправдание, делая другого виноватым в своих чувствах ("Ты меня разозлил!"). И обманывать других, но главное - самих себя ("Я не завидую").
Результат этой борьбы с самим собой выходит так себе: неврозы, сложности в общении, внутриличностные конфликты, пихосоматические проблемы.
Так как же быть? Завидовать и злиться? Да. Потому что если эти чувства нас посетили, то отрицать их глупо и бессмысленно. Вместо этого их следует: а) признать и б) проанализировать.
Сложнее всего, особенно на первых порах, - признать эмоцию, которую мы привыкли считать недопустимой. Но сделать это необходимо - врага нужно знать в лицо, и в психологии этот постулат незыблем.
Впрочем, смириться с таким неприятным фактом о самом себе будет гораздо проще, когда мы перейдем к анализу эмоции.
Ни одна эмоция у психически здорового человека не возникает просто так. У нашей злости есть причина, и кроется она вовсе не в поступке "обидчика", а в нашей на это реакции.
"Почему меня разозлили его слова?", "Почему меня бесит, когда он ведет себя так?" - такого рода вопросы могут оказаться весьма болезненными, но если на них удается найти ответ (часто с помощью психолога), начинают происходить чудесные события. То, что нас всегда злило превращается в некий неприятный факт, который теперь мы просто мысленно констатируем ("Он говорит то, что мне неприятно слышать"). А в случае, если первопричина будет проработана, этот факт может и вовсе перестать быть для нас неприятным.
С завистью - еще интереснее. Не зря люди придумали ей оправдание: "Это у меня белая зависть", "Я тебе по-доброму завидую". Говоря так, человек имеет в виду, что тоже хотел бы что-то уметь, чем-то обладать и т.п., но при этом не желает счастливчику зла.
Отсюда вывод: зависть - это и есть желание чем-то обладать, приправленное досадой на себя (или на обстоятельства), до сих пор себе это не обеспечившего. И здесь нет пожелания кому-либо зла - это уже совсем другое чувство. Если я вдруг позавидовала, что моя соседка съездила в Занзибар, значит, мне либо хочется в Занзибар, либо хочется вообще иметь возможность поехать, куда я захочу. И мне совершенно неважно, будет ли эта соседка продолжать куда-то ездить.
Выходит, и злость, и зависть - очень полезные эмоции, которые позволяют нам узнать о себе больше и стать еще немного счастливее.