Найти тему

Полузабытый шедевр Григория Чухрая о простом человеческом счастье. Советское житие святых русских стариков. ч.1

После своих первых трех триумфальных фильмов - "Сорок первый", "Баллада о солдате", "Чистое небо", которые выдвинули Григория Чухрая в число самых "главных" советских кинорежиссеров, в 1964 г. он приступил к съемкам фильма "Жили-были старик со старухой" по сценарию Ю. Дунского и В. Фрида. Если предыдущие его картины были ярко выраженными социальными драмами о гражданской и Великой Отечественной войне, о периоде "времен культа личности", то в своей новой картине Чухрай обратился к современной семейной мелодраме.

На первый взгляд эта картина выглядит таким "мелкотемьем" по сравнению с предыдущими эпическими фильмами режиссера. Да и само название настраивает на такой, не очень серьезный, сказочный лад. "Жили-были старик со старухой у самого синего моря". Только вот жили они не у синего моря, а в деревне, в средней полосе России, на берегу реки. Старик был сельским фельдшером-ветеринаром, а старуха - дома, по хозяйству занималась. И жили они в ладе и радости почти 50 лет, родили трех сыновей и одну дочку, один сын погиб добровольцем в Испании. А остальных судьба разбросала по стране. Один сын в Москве, другой в Гудауте, а дочка в шахтёрском поселке возле Инты.

Вот об этом сельском ветеринаре Григории Ивановиче Гусакове и его жене Наталье Максимовне и рассказывает фильм. Как-то он затерялся среди других фильмов Чухрая, да и сам режиссер в своих воспоминаниях очень скупо рассказывает о нем. Пишет, что очень любит эту картину, но получилась она не очень удачной. По его мнению. Вместо одной серии киноначальство предложило ему снять две и от этого качество картины ухудшилось, так как в сценарии не было материала на две серии.

Картина участвовала в конкурсном показе Каннского кинофестиваля 1965 и удостоилась "особого упоминания жюри" за исполнение главной роли Натальи Максимовны выдающейся советской актрисой Верой Андреевной Кузнецовой. Это, кстати, была ее вторая награда на Каннском кинофестивале. Первую она получила в 1955 году за фильм "Большая семья"- специальный приз жюри за лучший актерский ансамбль. Один из ее сыновей, народный артист РСФСР Всеволод Кузнецов, был ведущим актером товстоноговского БДТ, где прослужил 47 лет. Роль в этом фильме - одна из лучших у этой, на тот период, главной советской "киномамы и кинобабушки". Потом это амплуа перейдет к Любовь Соколовой и Нине Сазоновой.

Авторы сценария Ю. Дунский и В. Фрид в качестве места действия определили шахтерский поселок в Республике Коми. Под названием г. Ужма легко угадывается знаменитый г. Инта. Знаменитый своими гулаговскими лагерями, где находились в заключении до середины 50-х годов авторы сценария. После реабилитации в своем первом сценарии - "Случай на шахте 8" местом действия они также выюрали угольные шахты Инты. И "Случай на шахте 8" , и "Жили-были старик со старухой" снимались именно в Инте.

Фильм начинается с того, что в одном совхозе у местного фельдшера-ветеринара Григория Ивановича Гусакова сгорел дом. Если жену Гусакова Наталью Максимовну играет уже известная широкому зрителю В.А. Кузнецова, то его самого, впервые снимающийся в кино, актер Тамбовского драматического театра народный артист РСФСР, а через 10 лет и народный артист СССР Иван Никитович Марин. Выдающийся, талантливейший актер. Это его первая роль в кино, всего их будет не больше дюжины. Вот и получился блистательный дуэт двух истинно народных русских актеров.

Но Наталья Максимовна раз решила, то так тому и быть. Они с мужем, как лед и пламя. Тихая, спокойная, никогда не повышающая голос жена. И вспыльчивый, резкий, но быстро отходчивый муж. Вместе уже вот скоро 50 лет. И хотя Григорий Иванович и пытается сделать что-то по-своему, но всегда почему-то получается так, как скажет тихим и ласковым голосом Наталья Максимовна. Она та шея, которая поворачивает в нужную сторону мужнину голову.

И поехали они к дочери Ниночке, тем более, что там растет годовалая внучка Ирочка, которую они еще не видели. Едут они с веселыми студентами, которые поют очень веселую песенку композитора А. Пахмутовой.

Дважды два, дважды два, дважды два - четыре;
Уходя, гасите свет; Сила вся в кефире;
Заходя в кабинет, говорите "Здрасьте";
Если вам ответят: "Нет!" - Сдерживайте страсти.

А страсти им пришлось сдерживать. Никто их не встретил на занесенной снегом станции. Пришлось самим добираться за 16 км в пос. Угольный, где живет Нина с мужем и дочкой. И поначалу вышло недоразумение.

Валентина играет молодой Георгий Мартынюк. Играет очень характерно. Когда он играет пьяного Валентина - это сплошная клоунада и гротеск. Когда Валентин трезвый - это идеальный советский человек. Великолепная работа Георгия Мартынюка. И ведь это его вторая большая роль в кино. Первая была годом раньше в басовской "Тишине". Потом была "Метель", "Щит и меч" и... все. Потом был только Пал Палыч Знаменский. И роли в театре на Малой Бронной, в котором он прослужил до самой смерти 52 года.

А ведь Валентин не какой-нибудь забулдыга, он начальник смены на шахте, передовик, член партии, на хорошем счету у начальства. А пьет с горя. Жена Нина девять дней назад бросила его и маленькую дочку, и уехала к своему бывшему любовнику.

Остались старик со старухой у своего зятя. Тяжело ему одному с дочкой, хотя Галя и помогает ему.

Так, о чем же этот фильм? Какая его главная идея? Вот развивается неторопливо сюжет о приключениях двух стариков на Крайнем Севере, ехать куда их отговаривали в родном селе, пугая сильными морозами, большим снегом, жуткими ветрами - такими, что люди там по улице ходят, держась за канаты, чтобы не унесло. Комические и не очень эпизоды. Обычная бытовая мелодрама с элементами юмора. Но это в первой серии. А идея фильма становится понятна с начала второй.

А идея простая. Что такое счастье и как ее каждый понимает. В чем оно заключается и что человеку для счастья нужно. Какого счастья хотят старики, их дочь Нина, Валентин, его соседка Галка, другие герои?

Через 3 года в фильме С. Ростоцкого "Доживем до понедельника" девятиклассник Генка Шестопалов напишет в своем сочинении о счастье только одну фразу -"счастье- это когда тебя понимают." Правда, это фраза не его, а часть цитаты древнекитайского философа Конфуция:

"Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты. Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил."

И Григорию Ивановичу Гусакову на комсомольском диспуте "Что такое счастье" комсомольцы зададут это вопрос. Но сначала там появился Володя-сектант. Отголоски хрущевской антирелигиозной кампании, основной удар которой был направлен не против официальной РПЦ, а именно против религиозных сект.

Играет Володю-сектанта очень фактурный актер Анатолий Яббаров, мастер эпизодических ролей.
Играет Володю-сектанта очень фактурный актер Анатолий Яббаров, мастер эпизодических ролей.

Яббаров здесь не традиционно играет сектанта. С одной стороны, вполне традиционное внешность религиозного фанатика - изможденное лицо, фанатичный взгляд, убежденная в своей правоте речь. А с другой, он вызывает симпатию своей простотой и бесхитростностью. И выступить Володя решил после задорной молоденькой комсомолки, вся речь которой о счастье была как передовица из "Правды" - советский человек создан для счастья, как птица для полета, и только в нашей стране счастливым может быть каждый. И вот тут из глубины зала выходит Володя, боязливо, затравленно озирается, но все же спрашивает:"А как же Бог? Ведь истинное счастье может быть только в любви к Богу".

Начинается смех и насмешки над Володей - "чокнутый он, из Ростова к нам приехал.". И завязывается уже диспут на тему есть ли Бог, гораздо более интересный и смешной, чем официальный диспут о счастье. Володя очень достойно отвечает. И начинает приводить "убийственные" аргументы о том, что строители коммунизма пьют, матом ругаются, в газетах фельетоны о воровстве и взяточниках.

"А все потому что нет на вас страха божьего!" Вот ведь как здесь все смыкается - нету  веры в Бога или нету на них Сталина, и народ безбожный  страх потерял. Никакой сознательности. Что же, только в страхе и может человек вести себя достойно?
"А все потому что нет на вас страха божьего!" Вот ведь как здесь все смыкается - нету веры в Бога или нету на них Сталина, и народ безбожный страх потерял. Никакой сознательности. Что же, только в страхе и может человек вести себя достойно?

Но тут ему выходит отвечать старик Гусаков. Отвечает уверенно, с задором и остроумно. Основная мысль - вы 2000 лет со своим Христом царства божьего не построили, а от нас требуете за полвека его построить.

"Провокатор ты, а может даже и шпион!" Да, чувствуется старая сталинская закалка у деда. Такого не собьешь демагогией о боге.
"Провокатор ты, а может даже и шпион!" Да, чувствуется старая сталинская закалка у деда. Такого не собьешь демагогией о боге.

А потом он высказался и о своем понимании счастья. Высказался с одной стороны тоже вроде бы банальными фразами, но с другой стороны очень искренне, так как говорил осознанно и от всей души:" Боль за других, желание счастья для всех - это и есть самый ценный дар человека. А само счастье- есть короткое состояние души. Даже моментальное."

Только очень большой актер мог сыграть эту очень сложную сцену, не фальшивя и не вызывая пошлого смеха. По существу, Гусаков выступает с проповедью, как до этого пытался выступить Володя-сектант, который также готов собой жертвовать, чтобы приносить людям счастье. И у актера Ивана Марина получилось сыграть этот эпизод очень достойно. Очень похожую роль потом сыграет Инна Чурикова в "Прошу слова". Сыграет такую же "святую душу".

А потом два этих очень таких непохожих и таких очень похожих русских человека - старый коммунист Григорий Гусаков и сектант Володя стали лучшими друзьями. Понял Гусаков честную, бескорыстную и самоотверженную, такую же, как и у него самого, натуру Володи. Помог ему с работой, первый стал с ним разговаривать по-человечески. И вызвал ответное восхищение со стороны Володи. И исчезло у них первоначальное непримиримое отношение друг к другу, так как эти "идеологические" противоречия были, как выразился в свое время Андрей Синявский, "чисто стилистические". Верят они в разное, а стремятся делать одно и то же.

И ведь что характерно - в фильме нет ни одного прямолинейного, лозунгового упоминания о коммунистической идеологии, коммунизм для героев фильма является их естественной целью в жизни.

Но вот провозглашать правильные лозунги - это одно. А придерживаться своих убеждений в жизни - это уже совсем другое. И представилась Григорию Гусакову возможность показать нам - действительно ли боль за других, желание счастья для всех - это его принцип жизни, а не красивый лозунг. Но об этом во второй части.

Часть вторая

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.