Пандемия коронавируса - ни что иное, как Третья мировая война, в том виде, в котором это возможно сегодня. И точно так же, как это было в прошлые войны, новые технологии, интенсивно развивались последние два десятилетия, ждали лишь того, чтобы запустить грандиозную трансформацию общества.
Мир находится в процессе взрывной технологической трансформации. В истории человечества революции в технологии всегда накапливались долго и постепенно, но все равно какой-либо спусковой крючок запускал быструю перестройку общественных отношений и экономик.
Однако, чаще всего эти поводы проходили далеко не мирно: утверждение идеи всеобщего равенства потребовало 20 млн потерь в Первой мировой, а идея высшей ценности человеческой жизни утвердилась в результате Второй мировой волны с её 50 млн погибших.
Пандемия коронавируса - ничто иное, как Третья мировая война. По масштабу потерь и разрушений ее не сравнить с предыдущими войнами, но по эффекту на политику и экономику, общество и сознание, они вполне сопоставимы.
технологическая платформа, инфраструктура, система коммуникаций, создававшаяся последние три десятилетия, стали полем боя в этой войне, а сами новейшие технологии - главным оружием. В этой войне мы победим, ведь в отличие от предыдущих, всё человечество выступает на одной стороне.
Революционная трансформация происходит на наших глазах. Компании, запустившие этот процесс (Google, Amazon, Tencent, Alibaba и др.), развили новые технологии и новые отношения, которые начали менять традиционную экономику. Но темп этих изменений был настолько низок, что, казалось, переход займёт не один десяток лет - сам Джек Ма ещё недавно полагал так.
Однако война с коронавирусом прорвала плотину, которая мешала развиваться компаниям, и появившееся в ней окно возможностей растет изо дня в день.
Сервис доставки, ещё вчера занимавший пару процентов рынка, испытывает взрывной рост, завоёвывает малые города и , скорее всего, не снизят темпы после отмены ограничений.
Рынок удалённого образования, о пользе которого лениво спорили специалисты, на глазах начинает доминировать над традиционным университетом.
Для крупных компаний участие в этой трансформации - единственный шанс выжить и не повторить печальный кейс Kodak - возможность занять нишу, о которой раньше им и не мечталось.
За внешней трансформацией следует внутренняя. Переход миллионов людей на удалённую работу приводит к удивительным открытиям. Сотрудник, оказывается, более эффективно расходует рабочее время дома. Там он не пьёт бесконечный чай, не курит с коллегами, не болтает о погоде.
Трафик просмотра сериалов в рабочее время вырос незначительно, зато трафик корпоративных мессенджеров и сайтов онлайн-образования зашкаливает. Работодатель осознаёт, что удалённая работа может быть на треть эффективнее офисной, да ещё и вдвое дешевле.
В итоге прямая связь между потребителем, поставщиком, сотрудником и местом принятия решения по конкретному вопросу сократилось с дней или недель до миллисекунд. Пройдет пара лет, и компании нового формата, новых принципов будут с удивлением изучать разветвлённые оргструктур и бизнес-процессы вымерших компаний-динозавров как загадочный код, подлежащий расшифровке и не поддающийся объяснению.
Когда-то стоимость предприятия измеряли материальными активами, затем к ним добавилось могущество бренда, чуть позже - репутация, зарабатываемая через социальную ответственность, экологические программы, благотворительность.
Сегодня, когда люди во всём мире объединяются в сообщества и стремятся держаться вместе, в числе важнейших факторов стоимости бизнеса окажутся способность к партнёрству, эмпатия, справедливость. В этом и будет заключаться сила бизнеса в 21 веке - и ещё долго после того, как побеждённый COVID-19 уйдёт в историю.
Мы можем быть первыми в России, кто встроится в этот неизбежный процесс. Победой в Третьей мировой станет установление норм справедливого бизнеса. И за это уж точно стоит воевать.
Читайте также:
Как 30-летние обманывают себя, покупая квартиры.
Что делать с деньгами во время второй волны пандемии?
Спасибо, что дочитали статью до конца!
Если статья вам понравилась, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал.