Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Выдающаяся актриса «золотого века» советского кино

Дарью в ней увидел сам режиссёр С.А. Герасимов. Людмила Хитяева, к этому времени успешная актриса Горьковского драматического театра, конечно, была в восторге – Герасимов дважды лауреат Сталинской премии (её скромно переименовали в Государственную), его «Молодую гвардию» знала вся страна, но актриса имела нахальство (или честность?) предупредить мастера: «Я вам заранее говорю, что не знаю деревенской жизни, казацкого села. Я выросла в городе и вообще урбанистка».

Л. Хитяева перед съёмками "Тихого Дона"
Л. Хитяева перед съёмками "Тихого Дона"

Она могла бы добавить, что у неё дворянские корни – отца воспитывала гувернантка, он прекрасно говорил по-французски, имел высшее образование, а мама была известным врачом. И удивительно, но Пётр Глебов, так ярко сыгравший казака Григория Мелехова, тоже из потомственных дворян, состоявших в родстве с графом Василием Орловым-Денисовым, князьями Трубецким и Голицыным. Вот это и есть волшебная сила таланта!

Что увидел в ней режиссёр? И как ей, актрисе той уже далёкой и легендарной поры, удалось передать и характер бесшабашной, лихой бабёнки, способной и надерзить: «Старики! Стройся! Шагом марш! И пойдут они у меня!», – и неподдельное горе при виде страшных саней с телом застреленного мужа, и неукротимую жажду любви, доходящую до отчаянного разгула, и трагическое осознание того, что жизнь прошла впустую, а так хочется начать заново и прожить её по-другому!

Но талант Хитяевой раскрылся благодаря таланту Герасимова. Он создавал её, как скульптор ту прекрасную модель, которая сложилась в его сознании. Он заставил её пополнеть! «Тело надо наращивать, тело! Казачки – они знаешь какие?» и они с Быстрицкой ели сметану, каши, лепёшки и хлеб из печи. А для того, чтобы она сумела оплакать погибшего мужа, режиссёр отправил актрису со знакомой казачкой на отпевание умершего старичка! И эти бабьи причитания так искренне захватили её, что она вслед за старухами упала на колени и заломила руки: «Да как же мы без тебя!»

Вот сейчас она выхватит у казака карабин и застрелит кума, виноватого в смерти её мужа... и такой бабе веришь! Кто из современных так сыграл бы?
Вот сейчас она выхватит у казака карабин и застрелит кума, виноватого в смерти её мужа... и такой бабе веришь! Кто из современных так сыграл бы?

А ещё актёры по настоянию режиссёра просто жили в домах станицы, ходили по воду, ездили на сенокос, рыбачили, обихаживали коней и коров, только я вдруг подумал: вот эти наши современные актёры, которые так старательно (вроде!) играют то партизан, то танкистов, то санитарок, и пытаются одеться и причесаться в духе времени… но не получается!

Не верится, что этот московский парень с современной городской скороговорочкой – танкист с Т-34. А эта девочка в защитного цвета юбочке в талию и в точёных сапожках – санитарка Маруся!

И почему-то кажется, что если взять сценарий старого советского фильма и снять этот фильм с современными актёрами, то всё равно получится картонная ерунда… может, души не хватает?

А Хитяева гениальна – в руках гениального мастера, снимающего фильм по гениальному роману!