Когда в 1967 году в руки Станислава Ростоцкого попал сценарий Георгия Полонского про школу, он сразу загорелся снять по нему фильм. Но Госкино разрешение на съемку не дало, т.к. материал показался чересчур вольным.
Несмотря на это режиссер все-таки надеялся на положительное решение, поэтому начал подбирать актеров для будущего фильма «Доживем до понедельника».
В главной роли Ростоцкий видел Вячеслава Тихонова, с которым они прекрасно сработались еще на съемках фильма «Дело было в Пенькове» и стали настоящими друзьями.
Но вдруг против Вячеслава Васильевича выступил Полонский. В его сценарии герой был старше и выглядел обычно, а Тихонов в то время был эталоном красоты. Ростоцкий пообещал , что состарит актера с помощью грима и сделает его менее привлекательным. Тогда сценарист согласился.
Но неожиданно отказался сниматься сам Тихонов. У него в тот период был творческий кризис к которому добавились неурядицы в личной жизни. В итоге он серьезно думал о завершении карьеры в кинематографе. Ростоцкий долго уговаривал Тихонова и в конце концов поставил ультиматум: «если ты мне друг – ты должен играть». Вячеславу Васильевичу ничего не оставались как согласиться.
Для молодой актрисы Ирины Печерниковой сыгравшей в фильме главную женскую роль, пробы стали настоящей пыткой. Как и многие молодые девушки в то время она была влюблена в Вячеслава Тихонова и в присутствии знаменитого актера не смогла сказать ни слова. Но Тихонов ей помог.
Ростоцкий хотел видеть героиню похожей на западных актрис, поэтому Ирине пришлось убирать длинные роскошные волосы под короткий парик. Прическа и стильный макияж давали образу ту самую легкую заграничность. Особенно ярким был контраст с ее коллегой учительницей старой закалки, которую сыграла жена Станислава Ростоцкого Нина Меньшикова.
Среди школьников актеров было только четверо.
Ольгу Остроумову увидели на экзаменах после первого курса ГИТИСа. Игоря Старыгина нашли там же, только в выпускниках. Юрий Чернов был студентом эстрадно-циркового училища. Валерий Зубарев был значительно младше своих партнеров, но имел в активе несколько ролей. Остальных школьников играли реальные старшеклассники, которые учились в школе где шли съемки.
Ленту начали снимать на свои страх и риск, разрешения от Госкино так и не получили. Из-за этого денег на съемку было мало и актеров просили приходить на съемочную площадку в своих костюмах. А Игорю Старыгину, который играл главного красавчика, свои эффектные заграничные вещи одолжил сам Ростоцкий, чтобы тот действительно выглядел щеголем.
Фильм снимали быстро, т.к. его могли закрыть в любой момент, и уложились в три месяца. Не получись он таким успешным то режиссеру Станиславу Ростоцкому и директору киностудии им. Горького Григорию Бритикову грозил суд за растрату средств.
Чиновникам фильм не понравился, но поскольку деньги пусть и небольшие, были потрачены ленту пришлось принимать. Придирались к половине сцен. Фильм посчитали слишком резким, смелым и нереалистичным.
Самыми возмутительными посчитали два эпизода. Когда класс встает и выходит после конфликта с учителем и когда герой Тихонова говорит «Напишут, что счастье в труде». Ростоцкий сопротивлялся переменам, но чиновники пригрозили, что тогда фильм никогда не выйдет.
Выход нашелся на озвучке. В первом случае наложили, звонок, чтобы выглядело, будто ребята пошли на перемену, а во втором Тихонов произнес: «Напишут как полагается». В таком варианте худсовет фильм принял.
Но впервые его показали только через несколько месяцев на всесоюзном съезде педагогов. Картина имела оглушительный успех. Учителя приняли историю с восторгом и устроили овацию. Конечно же после этого фильм сразу запустили в кинотеатры.
«Доживем до понедельника» - история про отношения между людьми, взрослыми и детьми, мужчиной и женщиной, тема которая была и остается актуальной на все времена.
Если понравилась статья ставьте лайк. Буду благодарна. Подписывайтесь на канал здесь.