А вот сюрприз – вас не встретят здесь готовенькие «пять железных способов поймать внимание аутиста», скорее, я поделюсь своими последними трудностями во время занятий с собственным ребенком, показав, что кое-как помогает нам справляться.
Мешочек с предметами – а ну-ка, выберись из замкнутого круга
Дефектолог прислала игры для самостоятельных занятий – так как центр пока ушел на каникулы. Пандемия, куда деваться. В списке есть игра «Чудесный мешочек», где нужно наощупь находить предмету пару, просунув руку в мешочек.
Казалось бы, прекрасная игра – ведь аутисты «любят руками» и здесь они всласть нащупаются. Утолив свою сенсорную жажду, которая у них кратно весомей, чем у обычных детей.
Но, друзья, в нашем конкретном случае мы застряли уже на этапе мешочка.
Читайте также: Лови, хватай, не зевай. Жизнь с ребенком-аутистом
Сын вырвал его из моих рук и помчался наполнять водой! Мешочек как резервуар для жидкости интересовал его гораздо больше предложенной игры, а предметы он просто высыпал.
Окей. Поменяла мешочек на непрозрачный пакетик. Не идеальный вариант, но на пакетике сын уже не зацикливался.
Но. Тут сын начал захватывать сразу кучку предметов и вытаскивать их на свет божий сразу по максимуму, а не по одному, как предполагалось.
Ммм, снова пока игру отложили.
Вот пока думаю, как до него донести, что брать можно только по одному предмету.
Наверное, сначала мы будем залазить сначала рука в руке, щупать и вытаскивать по одному (и присутствие моей руки должно это проконтролировать).
Кроме того, подберу самые интересные на ощупь предметы (может и, наши любимые природные материалы – каштаны, желуди, шишки еловые и сосновые).
В общем, предполагается, что обычный ребенок бы спокойно поиграл в игру и взялся бы за следующую.
Наша же реальность – пройти несколько попыток, прежде чем вообще к игре подступиться.
Ну и родителю аутиста нужно постоянно шевелить мозгами, потому как от вас норовят ушмыгнуть своей собственной дорогой, которая обычному ребенку просто бы не пришла в голову.
Читайте также: Отсутствие речи у ребенка: 7 примеров непрофессионализма
«Не верно» прикольней, чем «верно»
Еще мы обожаем неправильные ответы.
Объясню.
Сын предпочитает сначала ухохотаться, понажимав на неправильные ответы, а только потом нажать на правильные – когда занимается в специальных обучающих приложениях.
Зато - успокаиваю я себя - я так наглядно могу понять, что он отличает верные ответы от неверных, и словно подходит к выполнению задания "методом отрицания".
Кстати, о лучших приложениях. Особенно рекомендую «Учись читать – спасать животных» и «Мимимишки» (первое приложение исподволь учит чтению, второе ненавязчиво знакомит с цифрами и дает первые математические представления, и оба недорогие).
Даже если вдруг сын не заговорит – он точно будет уметь читать, считать и печатать (для третьего навыка найду обучающее приложение позже).
Еще заметила, что в тестах «Название 1 животного – и 4 картинки на выбор» мой ребенок не всегда обращает внимание на название животного, а просто сразу тыкает картинки в поисках правильного ответа. Хотя в те моменты, когда буквы не ускользают от его внимания, он явно уже неплохо читает слова.
Пока думаю над тем - как привлечь его внимание к слову. Наверное, на время отойдем от приложения, а напишем слова на бумажках...
Вызвать интерес к занятиям в этих приложениях было несложно – когда он хочет посмотреть любимые видео на планшете, для этого проходит 1 урок в приложении.
Сейчас сын идет на это охотно и с удовольствием, вошел во вкус.
А раньше тут же уносился в неизвестном направлении, как только заходила речь о математике.
Кувыркайся как хочешь
И напоследок немного про позицию, которая меня возмутила. Прочитала, что многие педагоги при работе с аутистами ставят себе задачу «хотя бы просто научить его сидеть за столом».
Это ужас ужасный, скажу я вам. Как можно считать это самостоятельной целью? На мой взгляд, это сильно попахивает муштрой и ничего общего с развивающим обучением не имеет.
Лично мы больше всего занимаемся на нашей большущей кровати, это самая комфортная площадка.
А наши дети могут гораздо больше, чем просто «научиться сидеть за столом» - у них прекрасная визуальная и механическая память. Просто нам надо чутко реагировать на их нужды, выявлять все мотиваторы и умело их использовать, продвигаясь к новым и новым навыкам.