Не хочу повторяться, т.к. писал в первой своей статье "почему невозможно найти SEO-специалиста для работы в штате за 60к руб.". Хочу лучше рассказать вам, каким образом компании ищут себе SEO-специалистов.
Этот текст (статейка) будет полезна как профильным специалистам (сеошникам в первую очередь), так и работодателям, которым в основном и адресован данный пост.
Как это происходит чаще всего?
Марин, нам нужны клиенты, где звонки? Давай уже кончай бездельничать, наймем айтишника, пусть сайт нам продвинет в ТОПы, чтобы звонки шли рекой....
Марина, которая вообще не соображает в этой сфере начинает судорожно читать в Яндексе "Продвижение сайта — комплекс мер по обеспечению посещаемости сайта целевыми посетителями..." — ой нет, не это она видит. Она видит вот это:
Клацает Марина на эти ссылочки и видит:
Марина, осознав, насколько всё просто и дешево рапортует:
Босс, у меня хорошие новости. Мы можем заказать SEO-продвижение нашего сайта в среднем за 25-30к руб. удаленно у любой из представленных в Интернете студий.
Но босс на то и босс, что у своих коллег он слышал, что в агентствах обманывают и что даже за 25к руб. там и пальцем никто не пошевелит. "Ладно", говорит:
Давай наймем лучше сотрудника в штат. Но только тысяч за 40 рублей не больше, иначе какой нам смысл. Проще будет заказать самый дорогой тариф в самой крутянской SEO-студии. А так хоть свой человек, будет кого потом на ковёр вызывать.
Марина с чувством хорошо выполненной работы залезает на знакомый ей hh, суперджоб и пр., вбивает там вакансию, копирует у других объявлений обязанности, необходимые требования и т.д. Немножко редактирует под контору, в которой работает и нажимает "опубликовать".
На следующее утро у Марины масса звонков.
Алло.
Вы ищете SEO-специалиста?
Да.
Могу предложить вам удаленное сотрудничество от 35 т.р./мес.
Нет, спасибо. Мы ищем сотрудника в штат!
пип-пип-пип-пип....
И так продолжалось всю неделю. Марина не понимает в чём дело. Жалуется боссу. Тот в свою очередь просит её написать в вакансии крупными буквами "РАБОТА ТОЛЬКО В ОФИС НА ПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ!". Марина выполнила просьбу, звонки прекратились.
Проходит 2-3 недели. Босс спрашивает:
Ну что, Марина, где наш SEO-специалист?
Марина объясняет ситуацию, что никто даже не звонит, что если и звонят, то только с предложениями об удаленном сотрудничестве.
Тогда босс, разочарованный и подавленный, с большим огромным неудовлетворением предлагает Марине поднять ЗП в вакансии с 40к руб./мес. на "от 40 т.р./мес".
Через 1-2 недели ситуация повторяется. Теперь, кажется все понимают, что поднятие цены неизбежно. На этот раз босс предлагает поднять планку "от 50 т.р./мес."
Через пару дней Марина прибегает в кабинет босса с новым резюме и кричит:
Босс, я нашла специалиста, зовут Улугбек! Смотрите какой у него отличный послужной список — после института пошел работать в макдональдс, но в прошлом году увлекся продвижением сайтов. Готов пойти к нам работать. Что скажете?
Босс, немного вздохнув говорит:
Ладно. Давай пригласи его на собеседование, пусть расскажет что умеет, а там посмотрим.
Итог
Выше я вам рассказал стандартный пример того, как в основном большинство компаний ищет себе SEO-специалиста. В предыдущей статье "Как устроится SEO-специалистом за 50к/мес. без опыта работы" я рассказывал, что в подавляющем большинстве случаев он требуется "для галочки". Разумеется, вымышленный Улугбек из города Учкудук придет на собеседование и расскажет как он продвигал запрос "подзарядки телефонов в спб". Поймите, что проверять его реально никто не будет, т.к. многим непонятно как проверить. Я для этого, возможно, напишу одну из следующих статей.
Но основная проблема в данном случае не только то, что наймут новичка, а в том, что у руководства нет никакого представления во-первых для чего нужен SEO-специалист и что с него можно требовать, во-вторых какой бюджет необходим SEO-специалисту, чтобы нормально выполнять свои обязанности, в-третьих, какая перспектива у него работать в вашей компании.
Вывод
Данное мероприятие просто обречено на неудачу. Улугбек просто обречен выполнять в этой организации роль куколки, выполняющей какие-то непонятные для организации действия. Если у него хватит мозгов, возможно, наберется опыта на вашей организации. Возможно, даже ваш сайт будет зафильтрован в поиске.
А что делать?
Во-первых, идти от обратного. Не повышать постепенно мизерную сумму, дожидаясь когда к вам начнут обращаться псевдоспециалисты, а сразу писать цену от 80к/руб. месяц (СПб, актуально на октябрь 2020). Во-вторых, спрашивать у кандидата его реальное портфолио в прошлом (с доказательствами) и в настоящем (очень плохо, если актуального портфолио нету) с доказательствами. В-третьих, спрашивать у кандидата о его методах продвижения сайтов. И только в таком случае, если всё реально подтверждено и вас устраивают методы его продвижения (вы к этому времени уже разбираетесь, что такое белые и серые методы) — нанимать в штат и не забывать выделять ему бюджеты (ссылки, копирайтинг, разработка, поведенческие, агрегаторы, реклама и проч.).
Чаще всего на собеседованиях ничего по поводу доказательств опыта не просят. А после трудоустройства оказывается, что бюджеты настолько слабые, что нет никакого смысла протирать свои штаны в этой организации. Исключение — если SEO учится и он новичок в этой сфере. Подавляющее большинство вакансий в этой сфере направлено именно на поиск новичков или тех, кто сильно демпингует цены на продвижение, поэтому готов заодно пойти в какую-то фирму за 50к./мес., чтобы получить дополнительный плюс к доходам.