По всему интернету разбросаны тысячи статей о том, как приучить детей к чтению. Тема, бесспорно, важная и интересная, тем более в современном мире, в котором видео и интерактивные медиа заменяют обычные тексты.
Но при всей необходимости таких статей, многие советы в них просто не работают или дают противоположный эффект.
Для разбора была выбрана статья https://amakids.ru/about_us/blog/obuchenie-chteniyu/kak-nauchit-rebenka-lyubit-chitat-malen-kie-hitrosti , т.к. поисковик считает это самым популярным результатом по запросу "как приучить детей к чтению"
«Читать книги – скучно».
Разбор этой и других подобных фраз вы можете увидеть повсеместно. "Надо убедить ребенка в том, что чтение - это интересно!". А вы не задумывались, почему ребенок считает книги скучными? Вдруг ребенку правда интереснее использовать гаджеты (Может быть я кого-то удивлю, но это почти всегда так). Родитель наверняка не сможет подобрать ребенку книгу, которая ему правда понравится. Дети, наверняка, сами придут к чтению, или же вы не сможете притянуть их к нему никакими селками. В таком случае лучше найти альтернативный вариант, например, начать с комиксов.
«Все книги – не интересные» - из той же области. Для ребенка это может быть правдой, он просто не хочет даже пытаться найти что-нибудь интересное в книге.
«Чтение – способ меня наказать»
Забавная фраза, которая используется как пример "самообмана" детей. Родители и правда часто не думают о том, что если выставлять чтение для ребенка чем-то не просто обязательным, но карательным, то шанс того, что он полюбит это делать будет снижаться прямо пропорционально. Но при упоминании этой проблемы редко даются хоть какие-то пути ее решения, помимо банального: "Не делайте так больше". Ни слова о том, каким образом изменить мнение ребенка. А ведь способов множество, от банального поощрения за чтение, которое может дать ребенку стимул попробовать читать (но, естественно, это лишь временный вариант), до работы с профессиональным психологом.
И вот, наконец, советы от профессионалов:
1. Сами читайте детям вслух
Странно предполагать, что такой совет не сработает вовсе. Если дети не узнают, что такое "книга" и как это работает - они и не начнут их использовать. Хорошо подходит и совет с чтением по ролям (по абзацам вариант в разы хуже, дети плохо воспринимают трудные тексты с большим количеством "сухого" текста, не разбавленного диалогами и/или картинками).
Но в статье ни слова про то, что ребенок далеко не во всех случаях привыкнет самостоятельно выбирать книжку или, хотя бы, решать взять книгу в руки без предложения родителя. Ничего о самостоятельном её выборе ребенком, ничего о постепенном переходе от чтения книги родителями к чтению ребенком.
2. Начните читать сами в свободное время
Этот шаг не имеет фактических минусов, результаты многих исследований доказывают, что дети, во многом, склонны подражать родителям, а потому личный пример точно не ухудшит ситуацию.
3. Заведите домашнюю библиотеку с разными жанрами литературы
Спорный шаг, ведь от того, какая литература будет преобладать в этой библиотеке зависит заинтересованность детей в чтении. А кто выбирает книги для библиотеки? В большинстве, конечно, родители. И потому наличие в доме горы книг, ни одна из которых не интересует ребенка, вполне возможно, создаст в его голове иллюзию того, что все книги такие же скучные, что, очевидно, только усугубит проблему. А потому, как мне кажется, лучшим решением будет приобрести подписку на электронный каталог книг или регулярно посещать с ребенком городскую библиотеку, разнообразие книг в которых наверняка удовлетворит любопытство ребенка.
4. Не оставляйте сюжет произведения внутри обложки
Это редко встречающийся совет, и не без причины. Чтобы обсудить книгу с ребенком, нужно, как минимум, знать сюжет. Кто из родителей захочет вдумываться в сюжет детской книги? Вряд ли дискуссия на детском уровне при отсутствии знаний о книге приведет к чему-то хорошему. Конечно, если у вас достаточно времени, можно попробовать читать и дискутировать с ребенком регулярно, но результат, скорее всего, того не стоит.
5. Позвольте ребенку участвовать в выборе книг
С учетом всех остальных пунктов этот просто не несет почти никакой смысловой нагрузки. Если ребенок уже заинтересован в чтении - его уже не нужно привлекать самостоятельным выбором книг, ну а если он не видит в этом ничего интересного или вовсе возненавидел чтение - он или не будет выбирать, или выберет что-то по-красочней, но с не самым интересным содержанием. Очень спорный совет именно относительно целесообразности его наличия.
Выбор правильной книги
Этот пункт практически бесполезен. Детям до 2 лет книги просто не интересны, их интересуют картинки, а потому сколько книг им не давай, любовь к чтению это не привьет.
Стишки и потешки часто содержат слова, смысл которых ребенку не понятен, да и разобрать его с маленьким (2-3 года) ребенком будет затруднительно.
Насчет возраста от 3 лет всё правильно, больше ответов на самые странные вопросы. Всё, да не всё. Где вы такую книжку-то найдете? Ни в одной энциклопедии на каверзные детские вопросы ответы не сыщешь. Лучше научить ребенка пользоваться электронными каталогами, которые дают в миллионы раз больше знаний и содержат самые красочные и интересные картинки.
Цвет бумаги - это конечно интересно, но здесь роль играет только освещение. Действительно, если место для чтения подобрано правильно - то и на дешевой бумаге читаться все будет легко и без проблем. Шрифт... Да и он погоды не делает. Если ребенку книга не интересна, он ее ни с какими буквами не прочитает и наоборот.
Про пример родителей упоминалось и раньше, а потому я не вижу смыла выделять это в отдельную часть.
Последний пункт самой популярной в русскоязычном сегменте гугла статьи на тему приучения детей к чтению, по сути, реклама услуг сайта с этой статьей и ничего более.
Что же в итоге? В итоге у нас H20 (a.k.a. Вода), вредные советы и немного работы Капитана Очевидности.
Надеюсь, хоть кого-то переубедил и дал правильные ориентиры.
Спасибо за прочтение.