Между всѣми актерами и актрисами Московскаго театра П. И. Орлова занимаетъ одно изъ видныхъ и почетныхъ мѣстъ. Артистка даровитая, умная, добросовѣстная, въ продолженіи десяти лѣтъ, пользовавшаяся заслуженою любовію публики, оставила сцену въ то время, когда ея талантъ былъ въ полномъ блескѣ, въ полномъ развитіи, когда ея отсутствіе не могло быть замѣнимо. Московская сцена долго не забудетъ ея потери. Московская публика всегда будетъ вспоминать объ ней съ сожалѣніемъ и благодарностію.
Репертуаръ Г-жи Орловой былъ разнообразенъ до чрезвычайности; она играла въ драмахъ, комедіяхъ, водевиляхъ и не безъ успѣха участвовала въ комическихъ операхъ. Обладая несомнѣннымъ талантомъ, каждую свою роль, какъ бы она ни была мала и ничтожна, она старалась исполнить съ возможнымъ совершенствомъ. Когда Н. В. Рѣпина окончила свою службу при театрѣ, большая часть ея ролей достались Г-жѣ Орловой, многія изъ нихъ были не по ея средствамъ и не въ ея характерѣ, но и въ нихъ она показала столько умѣнья, столько старанія, что ею можно было любоваться, вспоминая даже и объ И. В. Рѣпиной. Послѣ этого нужно ли говорить, что П. И. Орлова была, такъ сказать, задавлена ролями, что она была необходимою принадлежностію каждой почти новой пьэсы, каждаго бенефиса, и всегда являлась съ полною готовностію играть, съ полнымъ желаніемъ поддержать своей игрой и пьэсу и бенефисъ.
Съ самаго дѣтства началось сценическое поприще Г-жи Орловой. Будучи осьми, девяти лѣтъ отъ роду, она часто ходила съ своей матерью въ театральную школу, гдѣ воспитывался ея старшій братъ (Н. И. Куликовъ — теперь главный режиссёръ С. Петербургскихъ театровъ). Это породило въ дѣвочкѣ желаніе самой
223
вступить въ школу, она упросила свою мать, чтобъ ее туда отдали съ темъ, чтобы со временемъ можно было ей вступить на сцену. Веселая, милая, живая Параша вскорѣ сдѣлалась фавориткою всей школы; ей позволили сыграть тамъ въ шутку мужскую роль старика Управляющаго: она сыграла ее такъ, что была замѣчена. Артистъ Живокини первый обратилъ на нее вниманіе и выпросилъ позволеніе у Ѳ. Ѳ. Кокошкина, бывшаго въ то время директоромъ Московскаго театра, составить спектакль изъ воспитанниковъ и воспитанницъ школы, далъ роль и Куликовой. Когда пьэсы были разучены и слажены, Г. Живокини просилъ директора удостоить театръ своимъ посѣщеніемъ. Директоръ остался доволенъ спектаклемъ и особенно Куликовой, которая прекрасно исполнила роль Г-жи Гримардо (водевиль Суженаго конемъ не объѣдешь). Этотъ удачный дебютъ въ школѣ остался не безъ послѣдствій; Куликова посредствомъ его пріобрѣла покровительство Ѳ. Ѳ. Кокошкина, онъ началъ самъ заниматься прохожденіемъ ролей и объясненіемъ ихъ положеній дѣвочкѣ, предвидя въ ней будущую актрису. Въ 1828 году П. И. Орлова вступила на Московскую сцену... Здѣсь дебютъ ея былъ не блестящъ; но дебютантка обратила на себя вниманіе и многіе изъ критиковъ, признавши въ ней любовь къ искусству и постоянное стараніе, предсказывали ей будущую славу. Вотъ что между прочимъ сказано было о Куликовой въ Телеграфѣ 1829 года, по поводу пьэсы: (Два гусара, или женихъ въ халатѣ): «Дѣвица Куликова была прелестна въ роли ловкой субретки. Радуемся сему появленію на сценѣ юнаго таланта; но совѣтуемъ молодой актрисѣ остерегаться отъ чада преждевременныхъ и еще не заслуженныхъ похвалъ. Талантъ долженъ созрѣть, такъ же какъ и все живущее». Эти немногія слова показываютъ, что молодую актрису не только что замѣтили, но начали уже хвалить. Въ продолженіи нѣсколькихъ лѣтъ, до самаго своего замужства, Куликова играла много незначительныхъ ролей въ комедіяхъ и водевиляхъ; она съ успѣхомъ занимала нѣсколько мужскихъ ролей, особенно хороша была въ Дмитревскомъ комедіи-водевиль Ѳ. Г. Волковъ и пажомъ Фридриха II, въ пьэсѣ перев. Ленскаго: Старый гусаръ; но настоящій характеръ ея игры тогда еще не обозначился, время ея извѣстности еще не наступило...
Въ 1837 году, въ бенефисъ Мочалова объявили Гамлета, и Офелію играла Г-жа Орлова... Мы считаемъ здѣсь неумѣстнымъ говорить объ томъ глубокомъ впечатлѣніи, какое произвела на Московскую публику трагедія Шекспира при игрѣ геніальнаго Мочалова и при участіи Г-жи Орловой. Трагедія выдержала десять представленій къ ряду, театръ былъ постоянно полонъ, люди, не посѣщавшіе русскій спектакль, приходили по нѣскольку разъ любоваться игрою Мочалова и Орловой... Въ журналахъ печатались статьи объ игрѣ Мочалова, объ Шекспирѣ, объ искусствѣ... словомъ, представленіе Гамлета на московской сценѣ было эпохою для театра и замѣчательнымъ литературнымъ явленіемъ... Имена Мочалова, Орловой повторялись вездѣ... объ нихъ говорили, писали, спо-
224
рили... съ именемъ Мочалова произносили имя Орловой. Для молодой актрисы это было уже важно. Съ этой поры началась ея извѣстность, она предпочтительно стала играть драматическія роли... Роль Вероники въ трагедіи Уголино и Корделіи въ Лирѣ упрочили за ней амплуа первой трагической актрисы въ Москвѣ... Въ 1839 году, Прасковья Ивановна отправилась въ Петербургъ, гдѣ сыграла съ своимъ мужемъ двѣ, три небольшія роли. Возвратясь въ Москву, она принимала дѣятельное участіе во всѣхъ новыхъ пьэсахъ и, создавъ здѣсь лучшую свою роль: Луизу Линьероль, въ трагедіи того же названія, сдѣлалась любимицею Московской публики.
Въ 1841 году лѣтомъ, Г-жа Орлова снова поѣхала въ Петербургъ съ цѣлію сыграть нѣсколько лучшихъ своихъ ролей... Этотъ разъ успѣхъ ея былъ вполнѣ блестящій... рукоплесканіямъ и восторгамъ не было границъ... Въ Петербургѣ она дебютировалась въ Гамлетѣ (Офелія), сыграла Веронику, Луизу Линьероль... занимала главную роль въ прекрасной пьэсѣ Г-на Ленскаго: Добрый Геній, и рѣшилась вступить въ состязаніе съ памятной по прелестной игрѣ артисткой Асенковой въ водевилѣ: Полковникъ старыхъ временъ. Здѣсь осыпала ее публика похвалами и рукоплесканіями, послѣ этого тріумфа, Орлова возвратилась въ Москву, гдѣ занимала снова первыя трагическія роли и съ большимъ успѣхомъ играла во многихъ водевиляхъ... особенно: въ Львѣ Гурычѣ Синичкинѣ (актрису) и въ Водев. Барская спѣсь и Анютины глазки (Чухлымову). Роль Елены Глинской, сыгранная ею съ большимъ мастерствомъ, упрочила за нею на долго первенство на обѣихъ сценахъ... у нее не было соперницъ ни въ Москвѣ, ни въ Петербургѣ, это было лучшее время для ея извѣстности; и въ это самое время она оставила сцену... и переѣхала въ Петербургъ; тамъ она участвовала въ публичныхъ спектакляхъ любителей театра, данныхъ въ пользу бѣдныхъ, П. И. Орлова играла вмѣстѣ съ княгинею Кат. Сем. Гагариной въ трагедіи: Ифигенія въ Авлидѣ (Ифигенію), въ комедіи Наука и женщина (графиню Зейдель), траг. Медея и Язонъ (Креузу) и въ водевилѣ: Чего на свѣтѣ не бываетъ (Надежду Петровну). Эти два спектакля любителей были истиннымъ ея торжествомъ наравнѣ съ знаменитою артисткою. Въ 1847 году ее пригласили во Одессу, въ 1848 году, возвращаясь по домашнимъ дѣламъ изъ Одессы въ Москву, она подарила своею игрою Кіевскую публику, которая была отъ нея въ восторгѣ и проводила ее съ сожалѣніемъ.
Въ настоящее время Г-жа Орлова играетъ въ Одессѣ съ тѣмъ же постояннымъ успѣхомъ, съ какимъ она играла въ обѣихъ столицахъ.
N. N.
[Драматическій альбомъ съ портретами русскихъ артистовъ и снимками съ рукописей. // Изданіе П. Н. Арапова и Августа Роппольта. МОСКВА. Въ Университетской Типографіи и В. Готье. 1850, стр.222-224]
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"