Найти тему
minibanda

Пять стадий развития детского рисунка

Сегодня мы поговорим о детском творчестве. И в первую очередь, чтобы родители могли трезво оценивать возрастные возможности своего ребенка, опишем пять стадий развития детского рисунка (то же самое "в вольном переводе" можно отнести и к другим продуктам детского творчества)



1 стадия. Лишенные смысла штрихи.
Ребенок просто пробует манипулировать с новыми предметами (карандашами, бумагой), подражая в своем поведении действиям взрослого.

2 стадия. Бесформенные изображения.
По результатам, которые можно видеть на листе, очень похоже на те же бессмысленные штрихи, но по характеру переживаний самого ребенка, это принципиально другой уровень.

Малыш старается изобразить что-то конкретное, однако без помощи самого художника вы вряд ли сможете установить, что изображено на рисунке. Отдельные части изображаемого ребенок рисует по мере того, как вспоминает об их существовании, поэтому ни о каком целостном образе речи не идет. Однако появляющееся у ребенка желание по завершению работы объединить эти детали в единое целое хотя бы формально (например, разбросанные по листу нос, рот и глаза обводятся в один большой кружок, хотя от этого по-прежнему мало похожи на целостное лицо) является критерием скорого перехода на новую стадию.

3 стадия. Схематические изображения.
Начинается около четвертого-пятого года жизни и может тянутся очень долго, раньше считалось, что даже до одиннадцати-двенадцати лет, хотя это, пожалуй, все-таки перебор. Схемы все более конкретизируются, однако по сути изображение все равно остается схематичным (например, рисование человека начинается с так называемых "головоногов" - голова и отходящие от нее ножки, затем по мере роста ребенка образ уточняется, появляется туловище, конечности , шея, конкретизируется лицо и т.п.).

4 стадия. Правдоподобные изображения.
Хаpактеpизуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов, так же происходит существенное обогащение тем и жанров рисунков. Однако изображение по-прежнему контурное (не объемное), непропорциональное и прозрачное (сквозь одежду человека, например, видны ноги и руки)

5 стадия. Правильные изображения.
В рисунках появляется объемность, тени, перспектива, и, собственно, вся "детскость" рисунка утрачивается. Если вы вдруг не знали этого раньше, но дочитали эту теоретическую часть до конца, то вы теперь понимаете, что требовать шедеврального полотна от трехлетнего малыша просто несерьезно. А это одна из наиболее часто встречающихся причин, по которой дети утверждают, что "не умеют рисовать" - неадекватные детским возможностям ожидания родителей.

Итак, не ждите от ребенка выдающихся художественных произведений, помните о том, что на каждом возрастном этапе у ребенка свои возможности, которые вы можете помочь ему реализовать.