Как купить туристическую путевку дешевле
Общая информация
Вскоре после этого вы вновь оказываетесь на свободе, перед почтенной мечетью Зитуна (Zitouna), мечетью Оливкового дерева. За небольшую плату можно заглянуть во внутренний двор этого храма, основанного в VIII веке и с тех пор неоднократно перестроенного. Колоннада, окружающая двор, отделана красивым узором из майолики. Над ним, как нежное кружево, проходит белая лепнина, которая ещё выше, на потолке, уступает место изящной резьбе по тёмному дереву. Большое впечатление производит квадратный минарет с надстройкой, свойственной мавританско-андалузской архитектуре, так называемым «фонарём». Как и почти всюду в стране, крыша мечети покрыта черепицей с зелёной глазурью, а верхушку минарета украшают четыре золотых шара, символическое значение которых и по сей день остаётся загадкой. В молельный зал с его лесом античных колонн (арабские архитекторы любили расхищать римские руины) могут входить только мусульмане. Поскольку мечеть, вопреки обыкновению, ориентирована не строго на юго-восток (на Мекку), то есть предположение, что она была построена на фундаменте римского форума.
Мечеть - сердце базарных улочек-рядов (souks), часть из которых примыкает прямо к её наружной стене, как например, Сук-эль-Атгарин на северной стороне. Вообще-то заблудиться здесь невозможно, хотя неразбериха улиц и переулков поначалу сбивает с толку: всякий раз указательные таблички приведут вас обратно к Mosquee или Jamaa ez-Zitouna. Да и сам характер местности, в принципе, тоже помогает: под гору улицы ведут от Зитуны назад к площади Виктуар, в гору - к площади Касбы (Place de la Kasbah), западному выходу из Медины. Так что можно беспечно бродить по рядам, битком набитым блестящими и благоухающими товарами: по Сук-эль-Атгарин (Souk el-Attarine), где полно благовоний, лекарственных трав и пряностей; по Сук-эт-Трук (Souk et-Truk) с ковровыми лавками, каждая из которых обещает вам прекрасный вид на мечеть Зитуна со своей крыши-террасы; по Сук-эш-Шешия (Souk ech-Chechia), где сохранилось старинное искусство изготовления фетровых шапочек (шеший), которым тунисские мастера раньше славились во всём арабском мире; или по рынку Сук-эль-Берка (Souk el-Berka), где некогда продавали рабов, а теперь на витринах сверкают золотые украшения. Все эти улочки и площади перекрыты крышами. Голые лампочки и неоновые трубки освещают базарную толпу и терпеливо ожидающих торговцев. На каждом углу царит свой аромат, и удовольствие было бы полным, если бы не надоедливые зазывалы, пытающиеся затащить туристов каждый в свою лавку.
Впрочем, в Медине есть и несколько культурных достопримечательностей, которые не стоит упускать из виду: сразу с левой (южной) стороны от мечети находится комплекс Трёх Медресе (Trois Medersas). В бывших высших школах Корана раньше учились и жили студенты из образованных слоев исламского общества. Эти сооружения, кое-где тщательно отреставрированные, теперь используются для работы разных объединений или для культурных и социальных инициатив. В одной из медресе расположился союз медиков, в медресе Башия (Medersa Bachia) - школа художественных ремёсел. Через ворота можно заглянуть во внутренний двор. Напротив находится самая известная баня Медины: вход в Хаммам-эш-Кашашин (Hammam ech-Kachachine) можно узнать по красно-зелёным полосатым колоннам.
Если пройти через жилые кварталы Медины и двигаться к югу по улице Турбет-эль-Бей, вы выйдете к мавзолею династии Хусейнитов, Турбет-эль-Бей (Tourbet el-Bey). В этом сооружении, возведённом в XVIII веке, и внутри, и снаружи заметно влияние итальянского Возрождения, особенно в наборной отделке многоцветным мрамором. В главном зале и соседних помещениях под куполами, украшенными изящной лепниной, покоятся правители османской эпохи из династии Хусейнитов. Гробницы мужчин можно узнать по тюрбану, венчающему колонну у изголовья.
Пройдя буквально сотню метров, но преодолев при этом несколько поворотов, вы дойдёте до Дар Бен-Абдаллаха (Dar Ben Abdallah), Этнографического музея на улице Сиди-Касем (Rue Sidi Kacem). Позади наружных ворот ход, изогнутый под прямым углом, ведёт к внутреннему двору, от которого начинаются личные и парадные покои этого дома бывшего сановника. Такое устройство входа гарантировало, что ни один прохожий не мог с улицы заглянуть в частную жизнь семьи. Прекрасно отреставрированные помещения обставлены мебелью в стиле XIX века. Манекены изображают такие сцены, как «Подготовка невесты к свадьбе» или «Глава семьи за чтением Корана».
В нескольких улицах отсюда, близ мечети Красильщиков, на улице Эль-М'Базз (Rue el-M'Bazz) сохранился один из самых роскошных дворцов -Дар Осман (Dar Othman) с уютным внутренним двориком. В этом здании, построенном в начале XVII века Осман-деем, тоже использован самый разнообразный декор. Особенно примечательны обрамления ворот и арок, исполненные в чёрно-белом мраморе.
От дворца Дар Бен-Абдаллах лучше всего идти назад той же дорогой в сторону мечети Зитуна и там по улице Сиди-Бен-Арус (Rue Sidi Ben Arous) проследовать к мечети и мавзолею Хаммуда-паши (Hammouda Pacha) XVII века. Напротив улочка Сук-эш-Шешия (Souk ech-Chechia) идёт вдоль рядов изготовителей шеший. Эти фетровые шапочки, по большей части бордового цвета, раньше считались символом мужского статуса. Они ценятся и по нынешний день. Одна тунисская дама-дизайнер модернизировала облик этих шапочек, превратив шешии ярких цветов в demier cri (последний крик моды), за что даже удостоилась личной похвалы экс-президента Бен Али. На Сук-эш-Шешии есть два кафе, в обоих любит собираться молодёжь.
Сук-эш-Шешия заканчивается у дворца Дар эль-Бей (Dar el-Bey), строго охраняемой правительственной резиденции будьте осторожны с фотографированием! Рядом с ним находится мечеть Юсуф-дея (Youssef Dey), храм начала XVII века. Эта мечеть, построенная недалеко от «турецких» базаров (эт-Трук, эль-Барка), служила местом для молитвы переселенцам из Османской империи. В отличие от Зитуны, минарет у неё восьмиугольный, с балконом для муэдзина, покрытым деревянным навесом. Впрочем, в наши дни муэдзин призывает к молитве через громкоговоритель, не утруждая себя утомительным подъёмом. Стоит обратить внимание на убранство наружных стен этого кубического здания, которые расчленены арками и нишами. Вход в богато украшенное внутреннее помещение с гробницей Юсуф-дея немусульманам запрещён.
Улица Сиди-Бен-Зиад (Rue Sidi Ben Ziad) ведёт мимо мечети к площади Касбы, густо засаженной платанами. По левую руку виден единственный остаток бывшей касбы (крепости), мечеть Касбы (Mosquee de la Kasbah) с красивым квадратным минаретом в андалузском стиле.
Если вы хотите познакомиться с оборотной стороной Медины, нужно по улице Касбы (Rue de la Kasbah) вернуться назад в Старый город и от улицы Сиди Бен-Арус (Rue Sidi Ben Arous) свернуть влево. Эта дорога ведёт через жилой квартал в городской район Баб Суика (Bab Souika). В этой части Медины раньше обитали беженцы, нередко в очень стеснённых и примитивных условиях, в аварийных домах. Постепенно многие жилые дома удалось привести в порядок. Сегодня эту улицу украшают элегантные отели, рестораны, антикварные магазины и книжный магазин с шикарным кафе. В одном из таких «спасённых» особняков,Дар Ласрам (Dar Lasram), расположилось Общество по сохранению Медины (ASM), которое в сотрудничестве с ЮНЕСКО (а Медина принадлежит к объектам всемирного культурного наследия) занимается продвижением разных градостроительных проектов.
Мечеть Сиди Махрес (Sidi Mahres) на северном конце Медины, немного не доходя оживлённой площади Баб Суика (Place Bab Souika), посвящена покровителю города Туниса. Её сияющие белые купола придают ей облик, совершенно не типичный для тунисской традиции.
Главной артерией Нового города (Ville Nouvelle) Туниса, района с явным французским акцентом, служит бывший проспект Жюля Ферри, ныне носящий имя первого тунисского президента - Хабиба Бургибы (Avenue Habib Bourguiba). Этот проспект ведёт от порта и от станции Тунис-Марин (Tunis-Marine) железнодорожной линии TGM (Тунис - Гулет - Марса) до площади Виктуар. Вдоль него и пересекающих его бульваров и проспектов стоят роскошные образчики ар-деко, классицизма и модерна в лучших европейских традициях, кое-где ещё прекрасно сохранившиеся. Жемчужина проспекта Бургибы - это Городской театр (Theatre municipal), один из трёх театров в элегантном стиле модерн, которые в начале XX века открыли свои двери на этой улице. А вот образец мавританского стиля - Кафедральный собор Туниса, портал которого образован подковообразными арками, а башни увенчаны куполами в форме чалмы. Фасад бывшего торгового дома Magasin General оформлен в стиле классицизма. И это лишь немногие примеры интересной архитектуры «Нового города», созданного французами и для французов во времена протектората, в XX веке. Общество ASM в наши дни заботится и о сооружениях этой эпохи.