В 2004 году мой знакомый писатель из Москвы Петр Федорович Алешкин выступил с литературным манифестом "Группы-17".
Данный Манифест подписали 17 современных писателей и поэтов.
Согласно данного манифеста, было указано, несмотря на то, что Достоевский, Лев Толстой, Николай Лесков, Чехов, Куприн, Горький, Бунин и Шолохов были сильными писателями-реалистами, жизнь ушла вперёд.
Все эти писатели давно умерли и они никогда не смогут показать жизнь современной России.
Считаю, что роман как литературный жанр лучше передаёт события, идеи, факты, чем стихотворение и даже поэма.
Для меня высшей формой направления в литературе является реализм.
Крупные романы Ф.М.Достоевского ("Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы") и Льва Толстого ("Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье") содержат больше идей, чем поэзия Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Батюшкова, Языкова, Тютчева и Фета.
Кстати, тут не в последнюю очередь сказывается жизненных опыт двух крупнейших писателей XIX века. Один стал участником политического заговора Петрашевского, был судим, милостью Государя Николая I Павловича освобождён от казни и попал на каторгу. Другой попал в севастопольскую мясорубку 1856 года.
Самым ценным и сложным эпическим произведением в литературе является роман-эпопея.
Центром романа-эпопеи является масштабное историческое событие, в котором показаны поступки главных героев вымышленных персонажей, а также реальные исторические деятели.
Таких произведений в русской литературе можно пересчитать на пальцах.
"Война и мир" Льва Толстого, Тихий Дон" М.А. Шолохова, "Хождение по мукам" А.Н. Толстого, "Петр Первый" А.Н. Толстого, "Жизнь Клима Самгина" М. Горького, "Бородинское поле" И.М. Шевцова.
Из всех русских писателей последним умер Иван Шевцов в 2013 году. Смерть его прошла тихой и незаметной и не получила освещения по центральным каналам телевидения, несмотря на то, что писатель был фронтовиком и участником Великой Отечественной войны и ушел в отставку в звании полковник.
Объясняется всё просто: Шевцов не был коньюнктурщиком и искренне и яростно ненавидел Хельцина и Утина.
Но, к сожалению, после 1995 года Шевцов ничего не написал.
Вопрос в другом.
На мой взгляд, русская история ушла глубоко вперёд и современный русский писатель не успевает идти за ней, а плетётся в хвосте.
Исключение - Александр Андреевич Проханов.
Он остро чувствует раскалённую Эпоху и пытается отражает её в своих романах. В "Семикнижье" Проханова сквозным героем является разведчик - генерал Белосельцев.
В романе "Последний солдат империи" отражены события ГКЧП (август 1991 года) (альтернативное название романа "Гибель красных богов"), в романе "Красно-коричневый" - Черный Октябрь 1993 года (расстрел людей в Останкинском парке и расстрел из танков Белого Дома), в романе "Господин Гексоген" - подготовка взрывов в Москве 1999 году и операция "Избранник".
Тонко чувствует и ярко передаёт Эпоху в своих произведениях Захар Прилепин (романы "Санькя", "Патологии"), но я не вижу в его творчестве эпического размаха.
Стоит отметить роман Алексея Иванова "Ненастье", мастерски экранизированный гениальным режиссёром современности Сергеем Урсуляком.
В "Ненастье" нет признаков романа-эпопеи, но у Иванова чувствуется талантище и мощнейший потенциал романиста справится с задачей, превратившись в эпического романиста.
Если бы я обладал хотя бы 1/20 таланта Михаила Александровича Шолохова, то я взялся бы за роман -эпопею и отразил бы в ней следующие события.
Ввод советских войск в Афганистан, приход к власти Андропова, его деятельность на посту Генсека и его внезапная смерть, избрание Черненко, смерть Машерова, расправа над министром МВД СССР Щелоковым, приход к власти Горбачева, перестройка, ГКЧП, Октябрь 1993 года, коробка из-под ксерокса, выборы 1996 года.
Список можно продолжать.
Ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Толстой, ни Горький, ни Бунин, ни Шолохов этого сделать, увы, не смогут.
Это под силу только нашему современнику!