Сразу хочу сказать: статья не претендует на научность, но доля истины в ней однозначно присутствует.
«Природа не производит бутербродов». Данное изречение принадлежит Герберту Шелтону – американскому натуропату, не имеющего медицинского образования. Тем не менее, этот факт не помешал ему разработать систему раздельного питания, которая на данный момент признана псевдонаучной.
Однако в природе действительно невозможно встретить бутерброд.
Как-то в кафе я увидела забавную картину: девушка ела суши по всем правилам японской кухни, уверенно орудуя палочками для еды и в то же время заедала их… куском хлеба! Суши по-русски!
Кстати, есть вприкуску с хлебом – чисто русская традиция. Когда я после поездки в Германию уверяла, что немцы не понимают, зачем есть с хлебом суп, мясо или другие блюда, мне многие не верили.
Если вдуматься, с помощью хлеба, даже цельнозернового, мы увеличиваем калорийность любого блюда, я даже не говорю о гликемическом индексе. В одном куске содержится от 50 до 70 килокалорий.
Привычка каждый день употреблять по несколько кусков хлеба заложена нашими родителями еще в раннем детстве.
Часто слышу на протяжении вот уже нескольких лет, что этот продукт, купленный в магазине, стал на редкость невкусным, особенно если ему больше суток. Говорят, добавляют в хлеб буквально все, что только можно.
Во время самоизоляции многие освоили технологию хлебопечения, за мучными изделиями в магазин больше не ходят, предпочитая готовить самостоятельно, потому что получается гораздо вкуснее. Стоит ли удивляться, что довольно много наших знакомых значительно прибавили в весе за прошедшую весну?!
Традиция совмещать в одном блюде мясо и тесто распространена по всему миру. В России лепят пельмени, в Белоруссии – колдуны, на Украине – вареники, в В Китае и Японии — их аналоги:цзяоцзы (гёдза), баоцзы, вонтоны и манду. Евреи едят креплах, а итальянцы – равиоли. Англичане ничего своего в этой области не изобрели, но называют все пельменные блюда одним емким словом "дамплинги" и любят их покушать.
Варианты мясных пирогов с различным тестом также находим практически во всех национальных кухнях. Например, в Австралии в качестве начинки может выступать мясо кенгуру, опоссума или даже крокодила.
Молчу про пиццу, гамбургеры, чебуреки, шаурму и прочий фастфуд.
Получается очень калорийная и трудноусвояемая пища, но настолько вкусная, что можно про это забыть.
Нетрудно догадаться, что необходимость совмещать в одном блюде мясо и тесто зародилась на заре цивилизации, когда древние люди охотились на мамонтов. Ну или попозже, когда начали забивать горных козлов. Или кабанов. Или еще кого-нибудь.
Представьте: охотники из племени забили крупного зверя, принесли его своим женам и свалились спать от усталости. Женщины разделали туши и пожарили мясо на открытом огне (или в печи, зависит от эпохи). Мужчины проснулись, съели мясо. Вариант второй: сначала поели, потом заснули. Видео не сохранилось.
Людям нужно было много энергии для охоты, зачастую попытки убить зверя могли не увенчаться успехом. Человек не знал, когда ему удастся поесть в следующий раз. Вот тут на помощь и приходило сочетания мяса и теста для увеличения энергетической ценности блюда, а также для удобства хранения. Трудно, конечно, представить себе пельмени из мамонтятины, но допускаю мысль, что нечто подобное существовало.
А человек современный? Садится в машину, едет в ближайший супермаркет, покупает мясо или даже готовый полуфабрикат, готовит его дома с минимальными усилиями и наслаждается вкусом, как будто завтра ему бежать на охоту по пересеченной местности. Еще у него есть робот-пылесос, (ладно, просто пылесос, вообще советский), посудомойка (хотя бы стиралка!) и многое-многое другое, что сводит все физические усилия к нажатию кнопок.
И вот мы видим на улицах толпы людей с лишним весом. Наши энергозатраты несоизмеримы с ежедневной потерей энергии, а пищевые привычки так и остались на уровне вечно голодных охотников на мамонтов. Мне кажется, древние люди были весьма поджарые и мускулистые, иначе им трудно было бы выжить.
Сама люблю заниматься выпечкой, также с трудом прохожу мимо полок с пирожными и тортиками в магазинах. Но почти всю жизнь не ем ничего вприкуску с хлебом. Я, конечно, очень много двигаюсь, нельзя не упомянуть лодку, велосипед, самокат и скандинавские палки, но даже в периоды длительного бездействия вес меня вполне устраивает. Сейчас при росте 173 см вешу 57 кг. При случае рекомендую отказаться от «хлебной привычки» пациентам с ожирением, особенно после того как посидела на приеме с врачом-эндокринологом, которая придерживалась того же правила. В возрасте 73 лет у нее практически не было лишнего веса. Причем часто люди рассказывали, что рука к хлебу тянется только сначала, потом уже можно обходиться без него, хочется просто ощущать натуральный вкус блюда.
А вы, мои читатели и подписчики, что думаете по этому поводу?