В современных реалиях - и если мы говорим о России - высшее образование переоценено. Одним из аргументов против моего мнения служит обычно то, что вышка "дает общую картину системы вещей, мировоззрения, эрудицию". К сожалению, этот аргумент не работает: да, часть вузов дают системную картину мира, но большая часть студентов либо игнорирует это знание: в силу невнятности подачи, низкой культуры восприятия или убеждения, что знания эти бесполезны.
Специальные же знания в высшем образовании редко бывают подкреплены практикой, что делает свежевыпущенного специалиста. бакалавра и магистра бесполезными для народного хозяйства. Их приходится учить заново, на практике. Меж тем 4-5-6 лет потеряны, как потерян и энтузиазм. Плюс к этому высшее образование выбирается чаще всего интуитивно (и ошибочно), понимание индивидуальной образовательной траектории только-только выходит из идеи на стадию проектирования и внедрения
в вузах - с большим сопротивлением оно идёт, доложу я вам. Всё это приводит к тому, что 17-летний юноша, самостоятельно изучивший пайтон и аналитику, для работодателя гораздо более привлекателен, чем 24-летний теоретик. А к 24 годам этот 17-летний юноша будет уже тим-лидом, у которого в подчинении джуниором будет подвизаться широко образованный экс-студент.
На мой взгляд, высшее образование требуется только в считанных отраслях, например, в медицине - и в академической науке. Во всяком случае, в таком виде, в каком оно сейчас существует. Модернизируем - будет другой разговор, а пока вот так.