«Вий» — художественный фильм, снятый в 1967 году в СССР по одноименной повести Н.В. Гоголя, один из лидеров советского кинопроката 1968 года. Картину купили Франция, Финляндия и США. А в американской прессе появились заголовки: "СССР наконец снял фильм ужасов". Но "Вий" задумывался как экранизация классического произведения, и никто не собирался делать из него ужастик. Экранизацию повести Гоголя мечтал снять директор "Мосфильма" Иван Пырьев. Но в связи с занятостью в других проектах времени на этот фильм у него не было. Потому снимать предложили двум выпускникам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Георгию Кропачеву, а сам Пырьев контролировал процесс.
На роль Хомы Брута Пырьев сначала хотел взять Михаила Кокшенова, но в итоге остановил свой выбор на Леониде Куравлеве.
Куравлеву не пришлось делать стрижку "под горшок", актера пожалели и заказали ему специальные парики.
На роль Панночки пробовались Ада Ведищева, Елена Санько. В итоге предпочтение отдали Александре Завьяловой.
Когда уже было снято больше половины сцен, Пырьев передумал и снял актрису с проекта. Роль Панночки он предложил Наталье Варлей, которую заприметил в "Кавказкой пленнице". Девушка сразу согласилась, и ее даже не испугали съемки в гробу. Вот только озвучивать Варлей свою героиню не доверили - свой голос Панночке подарила Клара Румянова. Весь отснятый с Завьяловой материал удалили - пленка в то время была в цене, и все ненужное быстро уничтожали. И только в одном кадре, вошедшем в фильм, в гробу лежит не Наталья Варлей, а Александра Завьялова.
На съемках использовали три гроба. Один - меньшего размера чем актриса Варлей, его снимали в закрытом виде и пустым. Во втором гробу лежала Панночка. А в третьем - героиня Варлей летала. Актриса признавалась, что несмотря на свою работу воздушной гимнасткой, она боялась высоты. И однажды во время съемок полета гроба, Варлей из него выпала, благо что Леонид Куравлев успел ее поймать.
Очень долго не могли найти актрису на роль ведьмы. В итоге старуху в фильме сыграл мужчина - театральный актер Николай Кутузов. Эта роль стала самой главной и самой узнаваемой в карьере Кутузова. Хотя лично на мой взгляд выбор оказался неудачный - явственно видно, что ведьму играет мужчина.
Съемочная группа долгое время не могла найти подходящую натуру с деревянной церквушкой. Многие храмы и церкви в СССР на тот момент были разрушены, некоторые отданы под склады. В итоге церквушка отыскалась в Ивано-Франковской области на Украине. Многое из того, что сняли Ершов и Кропачев на этой натуре забраковали, поэтому Пырьев привлек в съемкам режиссера сказок Александра Птушко. Официально Птушко назначили художественным руководителем картины, но на деле последнее слово оставалось именно за ним. Идеи молодых режиссеров о том, как должна была выглядеть нечисть оказались не нужны. Птушко сделал все по-своему, применив опыт, который он получил, снимая сказки. На роли вурдалаков и чертей были приглашены карлики, которых загримировали так, чтобы они выглядели не страшными, а именно отталкивающими. Костюм Вию сделали из нескольких слоев мешковины, пропитанных липкими смолами. Одеяние оказалось очень тяжелым, нужно было найти человека, который смог бы его носить. На роль пригласили акробата Николая Степанова. Когда после съемок Степанов снимал костюм, он был весь мокрый от пота, так как тяжелое одеяние еще и не пропускало воздух. По мнению Натальи Варлей, Вий в том виде, в котором изобразил его Птушко, был главной ошибкой режиссера в картине - персонаж совершенно не пугал и больше подходил для детских сказок.
Птушко превратил "Вия" в сказку, хотя Корпачев и Ершов изначально хотели сделать акцент на взаимоотношениях Панночки и Хомы. По их задумке ведьма влюбилась в Брута, пыталась завлечь его, но он отказал ей, и Панночка решила мстить. А сцену полета собирались сделать чуть ли не эротической - молодая и прекрасная ведьма верхом на Хоме Бруте должна была лететь совершенно обнаженная. И хотя фильм вышел довольно неплохим и лично меня очень пугал в детстве, было интересно посмотреть, какой получилась бы эта картина, не вмешайся в ее съемки сказочник Птушко.