Найти в Дзене

М.Ю. Лермонтов был не только талантливым поэтом, но и удивительным художником

15 октября исполнилось 206 лет со дня рождения великого русского поэта. Чем дальше уходит эпоха золотого века русской литературы, тем более масштабным она нам представляется. Творчество М.Ю. Лермонтова не только продолжает цеплять человеческие души, но и всё больше становится объектом литературоведческих и исторических исследований.
При этом учёные обращаются к разным сторонам творчества поэта.

15 октября исполнилось 206 лет со дня рождения великого русского поэта. Чем дальше уходит эпоха золотого века русской литературы, тем более масштабным она нам представляется. Творчество М.Ю. Лермонтова не только продолжает цеплять человеческие души, но и всё больше становится объектом литературоведческих и исторических исследований.

При этом учёные обращаются к разным сторонам творчества поэта. Помимо необычайного литературного таланта и врождённой музыкальности, Михаил Юрьевич обладал задатками самобытного художника.

М.Ю. Лермонтов. 
Автопортрет. 1837 г.
М.Ю. Лермонтов. Автопортрет. 1837 г.

Рисующий поэт не было чем-то новым в лице Лермонтова. Рисованием увлекался ещё Александр Сергеевич Пушкин. Его рисунки в тексте и на полях рукописей не только иллюстрировали содержание его стихов, но и дополняли. У Пушкина нет ни акварелей, ни масляных картин, он – только график.

В свою очередь, Лермонтов – живописец и график – на первый взгляд гораздо более профессиональный, чем Пушкин. Александр Сергеевич после лицейских упражнений раз и навсегда отказался от занятий живописью и оставил нам лишь графические записи своих мыслей на полях черновиков. Они возникали, как определял советский искусствовед и литературовед Абрам Маркович Эфрос, в результате кратких заминок в стихе, больших пауз между строфами, как графические заставки и концовки к отдельным вещам. Совсем небольшую группу составляли рисунки «на случай», возникшие по различным жизненным поводам.

Вид Бештау около Железноводска.
Рисунок М.Ю. Лермонтова, 1837 г.
Вид Бештау около Железноводска. Рисунок М.Ю. Лермонтова, 1837 г.

Картины и акварели Лермонтова имели совершенно самостоятельное значение. Большая часть его рисунков или набросков местностей, в которых побывал поэт, – это именно рисунки «на случай».

Советский искусствовед, литературный критик и лермонтовед Николай Павлович Пахомов отмечал, какая колоссальная разница была между «видовыми» зарисовками Лермонтова и подобными творениями поэта Василия Андреевича Жуковского. Жуковский, как протоколист, зарисовывал всё, что он перед собой видел, – будут ли то виды Тамбова, Троице-Сергиевской лавры, Италии, Швейцарии и Германии, – неизменно придерживаясь одной и той же манеры добросовестного фотографа.

Для Лермонтова характерен самый выбор его зарисовок. Михаил Юрьевич достаточно много скитался по России, чтобы создать целую сюиту различных видов. Однако среди дошедших до нас его рисунков бесполезно искать виды того Тамбова, который он описал в своей «Тамбовской казначейше», или виды Новгорода, где стоял Гродненский гусарский полк, в котором он служил. Даже виды его родных Тархан, неоднократно запечатлённые в его литературных произведениях, отсутствуют среди его рисунков. Хотя, отсутствие последних можно объяснить утратой значительной части его графического наследия.

Зато часто и с большой любовью он изображал Кавказ, тот самый Кавказ, которым был увлечён с самого детства и который являлся фоном большинства его литературных произведений.

Кавказский вид с верблюдами. 
Картина маслом М.Ю. Лермонтова, 1837 г.
Кавказский вид с верблюдами. Картина маслом М.Ю. Лермонтова, 1837 г.

Впервые попав на Кавказ в раннем детстве, куда возила его бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, поправить здоровье, Михаил был заворожён его красотами. До конца своих дней Кавказ будет любим и воспеваем Лермонтовым.

Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею!..

Вид с Пятигорска
Картина маслом Лермонтова, 1837 г.
Вид с Пятигорска Картина маслом Лермонтова, 1837 г.

Продолжая сравнение живописного творчества двух поэтов, Н.П. Пахомов замечает, что Жуковский-рисовальщик бесстрастен: все его мысли направлены к тому, чтобы с наибольшей точностью изобразить увиденное.

Карандаш Лермонтова наоборот очень ярко выражает отношение автора к изображаемому объекту. Поза, изображение лица, движение, обстановка, особенности местности очень здорово передают характеристику изображённых лиц или пейзажей.

Вид Тифлиса.
Картина маслом Лермонтова, 1837 г.
Вид Тифлиса. Картина маслом Лермонтова, 1837 г.

Большая разница также и между карикатурами Жуковского и Лермонтова. У Василия Андреевича они всегда беззлобные, немного наивные и доброжелательные по отношению к изображаемым лицам. Карикатуры Михаила Юрьевича (большинство которых до нас не дошло) отличались такой меткостью, хлёсткостью и беспощадностью характеристики, что приводили, по словам современников, «оригиналы» в полное бешенство.

«Поспешает на тревогу».
Рисунок карандашом М.Ю. Лермонтова, 1841 г.
«Поспешает на тревогу». Рисунок карандашом М.Ю. Лермонтова, 1841 г.

Рисунок «Поспешает на тревогу» изображает генерала с большим животом, в очках и треуголке, со звездой и лентой через плечо, сидящего на пролётке и замахивающегося длинным кнутом на чахлую лошадёнку, еле влачащую ноги. В фигуре этого генерала можно увидеть черты сходства с генерал-губернатором Петербурга графом Петром Кирилловичем Эссеном, который изображён карикатурно «поспешающим» на извозчике на пожар или какое-нибудь другое происшествие.

Любовь к рисованию проявилась у Михаила Лермонтова очень рано. Пол в детской будущего поэта в Тарханах был покрыт сукном и величайшим удовольствием ребёнка было ползать по нему и чертить мелом. Интересно, что на самом раннем портрете, очевидно, заказанном бабушкой, Лермонтов изображён в возрасте 4-5 лет с мелком в правой руке. Несколько позднее он начинает лепить из воска, выполняя по свидетельствам современников, сложные композиции на исторические темы.

Лермонтов в детстве (в правой руке - мел).
Неизвестный художник.
Лермонтов в детстве (в правой руке - мел). Неизвестный художник.

Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца Петра Ефимовича Заболотского.

В раннем литературном творчестве поэта встречаются имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембрандта.

Ребёнок, тянущийся к матери 
Рисунок карандашом М.Ю. Лермонтова, 1829 г.
Ребёнок, тянущийся к матери Рисунок карандашом М.Ю. Лермонтова, 1829 г.

Этот рисунок является обычной ученической перерисовкой какой-либо гравюры с картины итальянского художника, которые были тогда в моде.
Этот рисунок и ещё нескольких других были переданы в Лермонтовский музей в 1880-е гг. внучкой Авдотьи Петровны Пожогиной-Отрошкевич, которая приходилась поэту родной тёткой по отцу.

Многие современники Лермонтова высоко оценивали его дарования живописца. Графиня Растопчина в своих воспоминаниях говорит о Михаиле Юрьевиче: «Главная его прелесть заключалась преимущественно в описании местностей; он сам хороший пейзажист, дополнял поэта – живописцем…».

Два всадника.
Рисунок карандашом М.Ю. Лермонтова, 1841 г.
Два всадника. Рисунок карандашом М.Ю. Лермонтова, 1841 г.

Художественное наследие М.Ю. Лермонтова по своему объёму невелико. Но, даже то, что дошло до нас, даёт возможность составить достаточно полное представление об этой стороне его творчества: 13 картин, исполненных маслом, более 50 акварелей, свыше 50 рисунков на отдельных листах, два альбома – один, относящийся ко времени пребывания поэта в юнкерской школе, содержащий около 200 рисунков, и другой, относящийся к 1840-1841 гг., в котором имеется среди вписанных в него стихотворений примерно 20 рисунков и набросков, отображающих его боевую жизнь на Кавказе в 1840 г. и светскую жизнь 1840-1841 гг., и, наконец, около 100 рисунков, находящихся в рукописях поэта.

Юрий Петрович Лермонтов.
Акварель М.Ю. Лермонтова, 1835-1836 гг.
Юрий Петрович Лермонтов. Акварель М.Ю. Лермонтова, 1835-1836 гг.

Это портрет отца М.Ю. Лермонтова, который умер в 1831 г. Исследователи предполагают, что Михаил Юрьевич писал этот портрет с прижизненной работы, которая хранилась в семье. В 1835 г. Лермонтов получил отпуск и провёл его в имении своей бабушки Тарханах. Вероятно, во время этой поездки он мог по дороге в Тарханы заехать в отцовское имение Кропотово и там сделать копию портрета отца.

Если кого-то заинтересовала тема художественного творчества М.Ю. Лермонтова, то предлагаю к просмотру интересный документальный рассказ удивительного лермонтоведа Ираклия Андроникова, посвящённого этой стороне деятельности поэта.
И.Л. Андроников - известный советский писатель и литературовед, автор и ведущий телеперадач, доктор филологических наук, народный артист СССР.