На протяжении многих лет я пытаюсь понять, что же сделало сериал "Её звали Никита" таким, какой он есть, и что стало решающим фактором успеха. Вклад Роя Дюпюи переоценить здесь сложно, и сегодня я поразмышляю почему.
Всё нижесказанное является моим субъективным мнением и не претендует на правду в последней инстанции.
До "Никиты", я, как и большинство, не была знакома с этим канадским актёром. Первые несколько серий оставили меня, мягко говоря, в замешательстве: типаж внешности Дюпюи настолько выбивался из шаблона, что я искренне не понимала, как его вообще могли выбрать на роль героя-любовника. Забавно, что нечто подобное произошло и с продюсерами шоу, и со многими зрителями. К Дюпюи надо привыкнуть: и к его харизматичной, но нестандартной внешности, и к минималистичной манере игры, которую он использовал в "Никите". Актёр завоёвывает внимание практически на подсознательном уровне: тебе кажется, что он какой-то странный, а через пару серий от него просто невозможно отвести глаз. Мой период обожания начался в 13 лет и, признаться, до сих пор не закончился. Для меня Майкл Роя Дюпюи — это универсальное guilty pleasure, которое срабатывает снова и снова, сколько бы раз я ни пересматривала одни и те же серии.
Что Дюпюи привнёс в сериал?
Он сам сделал Майкла. У продюсеров не было чёткого понимания, что это за образ: они сосредоточились на Никите, а от её ментора и потенциального возлюбленного не ждали ничего особенного. Он должен был быть "кем-то вроде Боба" из фильма Люка Бессона, но стал одним из самых прекрасных и сложно устроенных мужчин, которых мне когда-либо доводилось видеть на экране. Уникальность этого образа становится очевидной, когда смотришь на "аналоги" из других версий "Никиты": все они меркнут перед Майклом Роя Дюпюи.
По сути, актёр сам придумал себе "предысторию" (тот факт, что Майкл как будто немного умирал с каждым выстрелом, который совершал, и поэтому в начале сериала мы встречаем его как будто окаменевшим), и именно благодаря ему появились многие "фишки", которые фанаты не устают пересматривать: танец рук из серии "Побег", кровавая слеза в финале четвёртого сезона и т.п. В отличие от Петы, которая во многом играла саму себя, Дюпюи играл свою противоположность, ведь в реальной жизни он очень эмоциональный и улыбчивый. В отличие от Петы, он куда вдумчивей подошёл ко многим эмоциональным моментам в сериале. Если Уилсон в интервью частенько отмахивалась от вопросов по содержанию сериала и говорила что-то вроде "Это же всё не по-настоящему", от Дюпюи можно было получить мельчайшие детали. Например, в одном из интервью он размышлял, занялись ли Майкл и Никита "тем самым" в серии 'Beyond the Pale'.
Подавляющую часть аудитории сериала составляли женщины, хотя изначально создатели делали ставки на мужчин. Я абсолютно уверена, что без Дюпюи мы бы получили совершенно другое шоу, которое, возможно, было бы популярно, но не смогло бы поддерживать статус "культового" на протяжении двадцати лет.
А что после сериала?
Многие актёры остаются заложниками одного образа, но это совершенно не про Роя Дюпюи. Благодаря "Никите" я открыла для себя целый пласт кинематографа, о котором даже не подозревала. Рой предпочитает сниматься в независимых канадских фильмах с социальным или философским подтекстом. Практически каждый режиссёр эксплуатирует его физическую привлекательность (до сих пор!), но сами истории при этом не превращаются в мыльные оперы, даже наоборот.
Дюпюи ведёт довольно затворнический образ жизни, подолгу живёт "в лесах", где у него дом и большие земельные владения. О его личной жизни известно мало, но меня куда больше расстраивает тот факт, что многие его проекты просто не достать в России. Более того, снимается он, в основном, во франкоязычных картинах, и мне сложно оценить, что он говорит (потому что любой перевод, даже самый качественный, убивает аутентичность).
Помимо "Никиты", я просмотрела с ним ещё 16 фильмов, из которых больше всего запомнились "Рукопожатие с дьяволом", "Дома с Клодом" и "Казнь". А самый неудачный, на мой взгляд, проект, по иронии судьбы, является одним из самых популярных — "Враг государства номер один". Так или иначе, сравнив хотя бы несколько картин с Дюпюи, сложно не заметить, насколько он талантливый и разноплановый актёр. Мне чрезвычайно нравится, что он не гонится за популярностью и не ищет ролей в блокбастерах. Наоборот, каждый новый проект он выбирает с особой тщательностью, уделяет внимание содержанию и "посылу" фильма. Такой уровень социальной и личной сознательности сейчас довольно редко встречается: многие предпочитают "жить быстро" и "хватать всё, что плохо лежит", но Дюпюи, как мне кажется, думает о куда более важных и вечных вещах. Например, какое наследие он после себя оставит? Что вынесет зритель, просмотрев фильм с его участием? Что актёр сам для себя почерпнёт, снимаясь в проекте?
Я чрезвычайно благодарна "Никите" за то, что узнала о таком потрясающем актёре. Я рада, что он до сих пор снимается и даже мотивирует меня взяться-таки за изучение французского 😋