Найти тему
The Unus Mundus

Кто такой Абраксас | Abraxas

Абраксас — (гност. ΑΒΡΑΣΑΞ или ΑΒΡΑΞΑΣ) - в гностической мифологии - космологическое существо.

Согласно доктрине василидиан (одной из гностических сект - последователей Василида, 2 в., Сирия), Абраксас - верховный глава небес и эонов, как бы совмещающий в своём лице их полноту. В системе Василида сумма числовых значений входящих в слово "Абраксас" семи греческих букв (1 + + 2 + 100 + 1 + 60 + 1 + 200) даёт 365-число дней в году ("целокупность мирового времени"), а также число небес ("целокупность мирового пространства") и соответствующих небесам эонов ("целокупность духовного мира"). "Космический" характер семёрки как общего числа букв подчёркивает придававшийся имени Абраксас смысл некоего исчерпания моментов бытия, окончательной суммарности.

К.У. Кинг в своей книге "Гностики и их наследие" дает следующее описание Абраксаса: "Абраксас - божество из гностического пантеона, представляющее Верховное Существо с Пятью Эманациями, отмеченными подходящими символами. Из человеческого тела, обычной формы божества, вырастают две опоры - Нус и Логос, символизируемые змеями, что означает внутреннее чувство и быстрое понимание... Его голова петуха, то есть птицы, олицетворяющей предвидение и бдительность, представляет Фронезис. Его две руки держат символы Софии и Динамиса - щит Мудрости и плеть Власти".

Чтобы говорить о Абраксасе следует проследить его историю с самого начала. Впервые Абраксас появился на заре христианской эры в сочинениях Василида. Гностицизм считался ортодоксами самой опасной ересью, и все труды Василида старательно уничтожались – все что сохранилось это несколько абзацев в трудах ересиологов. Мы можем только предполагать и пытаться заполнить белые пятна с помощью интеллектуальной интуиции. Поскольку для гностиков существовало три уровня бытия – Тело, Душа и Дух, я предполагаю что Абраксас интерпретировался на всех трех уровнях. Уровень интерпретации определяется способностью конкретного адепта.

На физическом плане Абраксас – суть Солнце, и год как период полного солнечного цикла. На психическом уроне Абраксас – это принцип сознания, а точнее особая способность избранных, Людей Особого Типа, к гностическому постижению реальности или интеллектуальной интуиции. Абракс души – это космический Эрос связывающий индивидуальную душу с её божественным источником. Так же Абраксас соответствует Меркурию и самому принципу порождающему, физической аналогией коего является семя. Наконец на самом высшем уровне постижения, Абраксас есть Черное солнце, или Гностическая плерома (полнота), точка всебытия, содержащая в себе все противоположности в неразрывном единстве.

Имя Абраксас и его образ известны по изображениям на геммах-амулетах, которые имели распространение начиная в позднем Риме, позже гностические представления об Абраксас переняли различные средневековые магико-алхимические секты. В литературе 20 в. к символу Абраксас обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых начал в человеческой душе.

Как уже было сказано, к сожалению, рукописи не сохранились, и мы можем только догадываться о масштабах прозрения Василида. Гностицизм был подавлен ортодоксией, а Абрасакс оклеветан. Так в средневековье говорили о «демоне Абраксасе, который придумал абракадабру, чтобы смущать умы ложным знанием». Следует отметить, что даже в этом варианте, просматривается изначальный посыл – плюс заменен на минус, но Абракс все так же связывается с знанием недоступным профанам (и поэтому поспешно объявленным ложным). Это так же указывает на то, что формула Абракса, достигшая пика своей силы в третьей главе Книги Закона – Абрахадабра, всегда связывалась с альтернативной оккультной традицией чуждой официальной догматике. В современной семантике «абрахадабра» связывается с чем то абсурдным и несвязным, но это результат многовековой пропаганды официального религиозного дискурса стремящиеся обесценить все что как либо реально связано с тайнами оккультизма.

Итак, в чём же проявляется Абраксас двадцатого века? Нам следует четко определить основной вектор оккультизма, и оккультного мировоззрения в самом широком смысле, центральным символом коего является Абракс:

  • Во-первых, Абракс – это стремление к сверхчеловеческому. Поэтому искусство течения Абракс это искусства трансформации. Это может быть описание процесса духовного становления, соединение противоположностей, это может быть определенная последовательность символов, прикосновение к которым, есть опыт пресуществления.
  • Во-вторых – течение Абракс связано с особого рода «метафизическим нонконформизмом». Речь идет о принципиальном переносе знаков плюс и минус, радикальное переосмысление символов. Изначально, в гностицизме, почитаемый всеми Бог Ветхого Завета превратился в демона Иалдабаофа, а негативные персонажи в фигуры спасителей. Так эдемский змей искуситель, оказывается Искупителем, передающим пребывающими в рабстве протолюдям тайну освобождения, Каин оказывается тем, кто первым получает печать инициации, а Иуда, посвященным высшего гнозиса помогающий Иисусу осуществить его миссию. Эти идеи, мы видим у Гессе в «Дамиане», где Человек особого Типа определяется как носитель «печати Каина». Алистер Кроули принимая имя Великого Зверя и переосмысляя сюжет апокалипсиса думаю руководствовался теми же соображениями.
  • Наконец в третьих, «течение Абракс», утверждает изначальную недвойственность бытия. Так даже символы связываемые с препятствием и искажением, являются не персонификацией «абсолютного зла», но необходимыми условиями становления адепта. Так Телемитский Хоронзон или Гностический Иалдабаоф, это не «абсолютное зло», как христианский Дьявол, но главный страж Иллюзии, без которого мистерия преодоления была бы невозможна. Противостоящие адепту фигуры – как символические, так и вполне материальные, это скорей искусственно созданные высшим духовным принципом тренера, противостояние которым является необходимым условием становление адепта. В отличии от большинства восточных тайных учений, в западном оккультизме, неогностицизм, ставит не на пассивное растворение противоположностей, но страстное их соединение в яростном взрыве идущем из глубин бытия. «Плюс на минус дает освобождение – домой», вот так предельно точно сформулировала это Рок-Поэт Янка Дягилева.