Найти тему

Биографія Артистки Марии Дмитриевны Львовой-Синецкой

МАРЬЯ ДМИТРІЕВНА ЛЬВОВА-СИНЕЦКАЯ.
МАРЬЯ ДМИТРІЕВНА ЛЬВОВА-СИНЕЦКАЯ.

1822 и 1823 г. — золотое время Московскаго театра: тогда сцена пріобрѣла двухъ замѣчательныхъ артистовъ — М. С. Щепкина и М. Д. Львову-Синецкую. Извѣстно, сколь рѣдки явленія самобытныхъ талантовъ, и потому, распространившаяся въ Москвѣ молва о дарованіи и средствахъ Синецкой, заинтересовали Дирекцію, которая состояла тогда подъ главнымъ начальствомъ покровителя искусствъ, незабвеннаго Князя Дмитрія Владиміровича Голицына; театромъ управлялъ Ѳ. Ѳ. Кокошкинъ, извѣстный драматургъ и знатокъ своего дѣла.

Представители общественной образованности, по любви къ отечественной сценѣ, приняли живое участіе въ дебютахъ Львовой-Синецкой: Князь Д. В. Голицынъ, Князь Ю. В. Долгорукій, Князь И. Б. Юсуповъ, С. С. Апраксинъ, Ив. Ив. Дмитріевъ, Князь И. М. Долгорукій (у котораго были тогда свои домашніе спектакли; онъ зналъ прекрасно сцену и самъ подвизался на ней въ своемъ кругу), В. Л. Пушкинъ и драматическіе писатели Н. И. Ильинъ и Д. И. Вельяшевъ-Волынцевъ; всѣ они содѣйствовали успѣху Русской артистки и присутствовали при первыхъ ея дебютахъ. М. Д. Синецкая появилась въ первый разъ на сценѣ театральнаго училища въ ролѣ Роксоланы (ком. Три Султанши). Привлекательная наружность, стройный станъ, пріятный органъ, звучный голосъ и благородство пріемовъ и движеній, съ перваго раза обнаружили въ ней первостепенную артистку; счастливая мимика содѣйствовала вполнѣ ея успѣху. Какъ это была настоящая пора высокой комедіи, и Мольера играли по преимуществу, то Ѳ. Ѳ. Кокошкинъ (переводчикъ Мизантропа), передавшій дебютанткѣ традиціи роли Прелестиной (Celimene), болѣе всего ста-

48

рался объяснить ей всѣ оттѣнки и изгибы дикціи кокетки высшаго общества: Марья Дмитріевна мастерски воспользовалась наставленіемъ, и явясь для втораго дебюта предъ многочисленною публикою въ бенефисѣ Мочалова, въ Мизантропѣ, на Пашковскомъ театрѣ, удовлетворила общимъ ожиданіямъ, была аплодирована во многихъ сценахъ, многіе монологи были прерваны восторженнымъ партеромъ, её вызвали и истинные цѣнители искусства привѣтствовали артистку лично, по опущеніи занавѣса. Эта заслуженная награда едва ли не лестнѣе безконечныхъ вызововъ съ дождемъ цвѣточнымъ, обратившихся въ забаву хлопальщиковъ.

Незабвенный, по дарованію и врожденному призванію къ театру, въ короткое время жизни своей оказавшій столько ему услуги, Александръ Ивановичъ Писаревъ, мастерски владѣвшій Русскимъ стихомъ, переложилъ Англійскую комедію School of Scandal — Школа злословія, для Русской сцены, назвалъ ее Лукавинымъ и старался о ея обстановкѣ; талантъ Мочалова (Павла Степановича), коему отдана была главная роля, и Сабурова (Александра Матвѣевича), игравшаго Вѣтрона, при содѣйствіи превосходнаго таланта Михайла Семеновича Щепкина (Досажаева) и Синецкой (Досажаевой), передали всѣ красоты комедіи; Лукавинъ былъ игранъ въ первый разъ 23-го Октября 1823 года; въ немъ участвовали тогда еще два замѣчательные артиста: Рязанцевъ представлялъ Змѣйкина; славный его талантъ оттѣнилъ эту небольшую ролю; а пѣвецъ Булаховъ пѣлъ прелестно застольную пѣсню, которую самъ положилъ на музыку: Три наслажденья въ жизни нашей; послѣ этого она сдѣлалась принадлежностью всѣхъ гостинныхъ; молодая артистка утвердила свою славу означенными двумя ролями и принята была на первыя амплуа.

Съ тѣмъ вмѣстѣ и драма, основанная, по тогдашнему разумѣнію, не на чрезвычайныхъ потрясеніяхъ или эффектныхъ декораціяхъ, но на художественныхъ оттѣнкахъ человѣческаго сердца и на характерахъ, пріобрѣла въ М. Д. Синецкой превосходную героиню; она съ большимъ успѣхомъ играла Эйлалію (Ненависть къ людямъ и раскаяніе). Сцены ея съ Мейнау, (котораго представлялъ Мочаловъ), трогали до глубины души; равно хороша она была въ ролѣ Леди Мильфортъ (Коварство и любовь). Въ могущественныхъ трагедіяхъ Озерова, не по однимъ звучнымъ стихамъ, но и по оживленнымъ мыслямъ: Поликсена, Ксенія (Димитрій Донской), выраженіе сильныхъ страстей рельефно оттѣнялось въ голосѣ, въ натуральныхъ движеніяхъ, въ прекрасной мимикѣ Синецкой.

Чтобъ быть хорошимъ артистомъ, достаточно ли одной только натуры и

49

правдоподобія (verite); можетъ ли быть признанъ сценическимъ художникомъ тотъ, кто безотчетно даетъ только волю врожденной своей способности? Отвѣчаемъ: нѣтъ! Талантъ долженъ быть всегда руководимъ искусствомъ и наукою, и вотъ почему вообще истинные наши артисты, не довѣряя себѣ, принимаютъ самое одобреніе публики за одно только ободреніе, и никогда не перестаютъ учиться и развивать болѣе и болѣе свой талантъ.

Несторъ нашей драматургіи, Князь А. А. Шаховской, неоднократно пріѣзжалъ въ Москву и самъ ставилъ свои пьесы; онъ проходилъ съ Синецкой ея роли и оставался доволенъ соображеніемъ, глубокимъ изученіемъ натуры и одушевленіемъ умной артистки. Ната (въ трилогіи Финнъ) была одною изъ изящныхъ ея ролей. Въ драмѣ Соколъ Князя Ярослава, Синецкая, играя Ксенію, удовлетворила всѣмъ авторскимъ требованіямъ Князя Шаховскаго. Эта пьеса, заимствованная изъ событій отечественной Исторіи, полная интереса и во всѣхъ сценическихъ условіяхъ, имѣла большой успѣхъ. Въ трагедіи, написанной Княземъ Шаховскимъ въ Оссіановскомъ стилѣ: Фингалъ, Синецкая торжествовала снова; также мастерски она исполняла роль жидовки Ребекки, въ драмѣ Иваной; пьеса съ большимъ эфектомъ и въ свое время прекрасно была поставлена въ Петербургѣ. В. А. Каратыгинъ былъ очарователенъ въ главной роли и съ достоинствомъ игралъ её Мочаловъ. Потомъ, Синецкая заслужила полное одобреніе автора, исполнивъ весьма трудную роль Алкинои, въ не оцѣненной, достаточно, современниками комедіи, въ Греческихъ нравахъ: Аристофанъ.

Прежній репертуаръ этой дѣятельной артистки былъ очень великъ и потому трудно исчислить всѣ ея блестящія появленія. Она создала прекрасную роль Маріи Стуартъ; играла роли: Берты въ трагедіи Прародительница, Эмиліи въ Отелло, Элеоноры д'Естъ въ Торкватто Тассо, Екатерины и потомъ Королевы Маріи (Іоаннъ Герцогъ Финляндскій), Реганы (Король Лиръ), Заремы (Киримъ-Гирей), Кетте (Іоаннъ Фаустъ), Королевы Елизаветы (Донъ Карлосъ), Миранды (Буря, подражаніе Шекспиру), Жервезы де Шатофлери (въ Эсмеральдѣ), Екатерины Медицисъ, Елены (Кинъ), Гертруды (Гамлетъ); потомъ во многихъ драмахъ; въ Юности Іоанна III главную роль; Эльвиры (Мать Испанка), Терезы (Женевская сирота), Генріэтты (Мщеніе черезъ два года), Марины де Роганъ (Поединокъ при Кардиналѣ Ришельё), Адели (Антоніо), Антонины (Велизарій), Г-жи Губеръ (Репевильскій замокъ), Амаліи (Жизнь игрока), Изель (Амстердамскій палачъ), Марины Юрьевны Мнишекъ (Рука Всевышняго отечество спасла),

50

Антонины Михайловны (Мачиха и падчерица), Генріетты (или восемь лѣтъ старше), Г-жи Дермильи (Вѣчная любовь или будущность сына), Маргариты (День торжества и смертной казни), Графини (16 лѣтъ или зажигатели), Арманды (Жизнь Мольера), Донны Елены (Пебло), Генеральши Руссовой (Кремневъ).

Изъ всѣхъ исчисленныхъ драматическихъ ролей заслуженной артистки, ни одна не была исполнена на авось; она, обязываясь, такъ сказать, всякою новою ролью, прежде всего старалась изучить не монологи, но ея характеръ, примѣнить свой голосъ и дикцію ко всякому трудному, замѣченному въ роли положенію, и обдумать ситуацію каждой сцены. Играть трагедію и драму, это не то, что водевиль; импровизація и вдохновеніе безусловно тутъ допущены быть не могутъ; положимъ, что и нашелся бы такой дивный талантъ, который бы, безъ всякаго приготовленія, исполнилъ трудную драматическую ролю, но все же онъ долженъ подлежать напередъ повѣркѣ, если не для себя собственно, то для другихъ персонажей, отъ общности коихъ, въ нѣкоторомъ отношеніи, можетъ зависѣть и его успѣхъ; и потому, если не пластическое ученіе, то сводъ выраженія общаго или гармоніи роли, необходимъ, и онъ подводится подъ непремѣнное правило науки.

Въ отдѣлѣ комедій, Г-жа Синецкая занимала много ролей блестящихъ; мы исчислимъ нѣкоторыя изъ нихъ: извѣстная комедія Деревенскій поэтъ, въ 3-хъ дѣйствіяхъ, (Детуша), въ продолженіи нѣсколькихъ лѣтъ не сходила съ репертуара въ Москвѣ. Въ ней, Синецкая, съ большимъ и заслуженнымъ успѣхомъ, играла роль Вариньки, являющейся въ разнообразныхъ характерахъ: вначалѣ умной, благовоспитанной дѣвицей, потомъ дурочкою и сумасшедшей. Создала она весьма трудную роль Графини (въ Сватьбѣ Фигаро), играла роли: Любской (въ Благородномъ театрѣ), Софьи Павловны (Горе отъ ума), Эльмиры (Обманъ въ пользу любви), Княгини (Урокъ женатымъ), Подстрекалкиной (Дуэлисты), Кларансы (Влюбленный Шекспиръ), Графини (Романъ на одинъ часъ). Характеры свѣтскихъ дамъ передавала Синецкая вѣрно, со всѣмъ достоинствомъ, а потому роли Графини Лелевой (въ Урокѣ кокеткамъ, въ Какаду), и Княжны Радугиной (въ Пустодомахъ), требовавшія большаго соображенія, выходили у нее очень рельефны и отчетливы. Костюмъ ея отличался всегда вѣрностью, городской туалетъ особымъ вкусомъ и изъисканностію.

Въ первый ея бенефисъ шла оригинальная комедія въ 4-хъ дѣйствіяхъ, въ стихахъ, Ѳ. Ѳ. Кокошкина: Воспитаніе или вотъ приданое; въ ней бенефиці-

51

антка занимала роль Софьи; публика и авторы вполнѣ сочувствовали ей. Князь Петръ Андреевичъ Вяземскій и Александръ Сергѣевичъ Грибоѣдовъ нарочно написали для сего спектакля оригинальный водевиль: Кто братъ? Кто сестра? или обманъ за обманомъ; въ немъ Синецкая являлась и братомъ и сестрой.

Послѣ этого слѣдовала Шарада въ дѣйствіи, въ коей Синецкая декламировала балладу В. А. Жуковскаго: Свѣтлана.

Какъ участіе истиннаго таланта и внѣ его сферы можетъ придавать колоритъ и другаго рода произведеніямъ, то, сверхъ драмъ и комедій, Марья Дмитріевна играла часто и въ водевиляхъ, занимая роли: Груши (въ Двумужницѣ), Гортензіи (въ драмѣ съ куплетами Семейство Ринебургъ), Графини Дорваль (Филиппъ, фамильная гордость), Матильды Дарбертъ (въ Дѣвицѣ отшельницѣ).

Ко 2-му ея бенефису переведена была Ѳ. Ѳ. Кокошкинымъ извѣстная комедія Де-ла Виня: Урокъ старикамъ; она была прекрасно постановлена. Адель, роль для исполненія чрезвычайно трудную, основанную на тонкостяхъ, высшихъ приличіяхъ, передала Марья Дмитріевна мастерски. Дюка Дельмара игралъ отличный артистъ А. М. Сабуровъ и пріѣзжавшій въ Москву Ив. Ив. Сосницкій. Онъ же съ Синецкою представлялъ: Ты и Вы, Волтерово посланіе (Князя Шаховскаго), въ коемъ Сосницкій былъ превосходенъ.

Въ одинъ изъ бенефисовъ Синецкой давали оригинальную комедію Князя Шаховскаго, Батюшкина дочка, въ 3-хъ актахъ, съ балетомъ. Роль Любушки она исполняла съ такимъ успѣхомъ, что пьеса нѣсколько лѣтъ держалась на сценѣ и безъ балета; играли преимущественно 1-й и 3-й акты.

Талантливый водевилистъ Ленскій поставилъ для Синецкой роль Г-жи Нерисъ, въ игривомъ водевилѣ: Крестная маминька, долго остававшемся на репертуарѣ. Этотъ водевиль былъ напечатанъ съ портретомъ Синецкой, и какъ она не могла пѣть, то читала куплетъ къ публикѣ, который, по требованію ея, всегда повторялся:

Божусь , что пѣть я съ роду не умѣла,

Позвольте мнѣ куплетъ мой прочитать,

Тѣмъ болѣе, что, еслибъ я запѣла,

Оркестру бы бѣды не миновать!

Когда теперь игрою мы своею

Могли Вамъ угодить:

Покорнѣйше просить Васъ смѣю

Стараніе актеровъ наградить.

А чѣмъ? . . . Сказать не смѣю право! . .

Ахъ! если-бъ знали Вы, какъ лестно ваше браво!

52

Марья Дмитріевна прекрасно читаетъ стихи, что можетъ быть признано большимъ достоинствомъ въ артистѣ. Въ настоящее время эта сценическая гармонія почти утратилась, потому - что въ новѣйшихъ, большею частью, пьесахъ, стихи, безъ риѳмы и безъ каданса, только числительностью стопъ отличаются отъ прозы, тѣмъ болѣе, что часто въ нихъ нѣтъ даже и цезуры, не только поэзіи.

Талантливая артистка, при первомъ переходѣ на роли благородныхъ матерей, играла въ драмѣ: Купленное дитя, или мать преступника, роль Лангересъ; въ Артурѣ или 18 лѣтъ — Маріи. Много еще осталось прекрасныхъ ролей въ ея огромномъ репертуарѣ, которыя мы смотримъ и теперь съ живымъ сочувствіемъ, какъ наприм. Саломеи (трагедія Елена Глинская), Сусанны (Заколдованный домъ); здѣсь Синецкая превосходна! Екатерины (Скопинъ-Шуйскій), Марины Мнишекъ (Смерть Ляпунова), Софьи Витовтовны (Бояринъ Ѳедоръ Васильевичъ Басенокъ), Старой Графини (Хризоманія, изъ повѣсти Пиковая дама); эту трудную роль, причудливой, своенравной, старой барыни Марья Дмитріевна передаетъ неподражаемо: это одна изъ самыхъ блестящихъ ролей, которую она создала въ послѣднее время.

Объяснивъ, въ краткомъ видѣ, труды и заслуги, оказанныя старательною артисткою Московской сцены, не могли мы исчислить всѣхъ ролей, ею игранныхъ; ея репертуаръ безконеченъ, равно какъ и та польза, которую ея талантъ и постоянное вниманіе къ публикѣ, служа для другихъ актрисъ примѣромъ, принесли нашему театру:

Искусство Таліи и чувство Мельпомены

Слились въ ея игрѣ, и нѣжной и живой!

И не забудется въ Москвѣ талантъ родной —

Краса и слава Русской сцены!

Араповъ.

[Драматическій альбомъ съ портретами русскихъ артистовъ и снимками съ рукописей. // Изданіе П. Н. Арапова и Августа Роппольта. МОСКВА. Въ Университетской Типографіи и В. Готье. 1850, стр.47-52]

Подписаться на канал Новости из царской России

Оглавление статей канала "Новости из царской России"

YouTube "Новости из царской России"

Обсудить в групповом чате

News from ancient Russia

Персональная история русскоязычного мира