Человечество постоянно изобретает новые технологии и инструменты, которые облегчают жизнь.
Мы столетиями пытаемся предугадать то, в какую сторону будет развиваться мир — сейчас этим занимаются так называемые футурологи. К примеру, задолго до появление интернета была предсказана возможность создания глобальной сети для обмена информации.
Ещё в начале двадцатого века люди предполагали, что в будущем мы будем видеть друг друга на расстоянии — по сути, был создан концепт видеосвязи. Правда, тогда мы ещё не додумались до того, как все это будет сделано.
Про автомобили и искусственный интеллект
Мысли про автопилот возникали с того момента, как был создан автомобиль. Когда машины стали по-настоящему массовыми и доступными для людей, над созданием этой идеи начали активно работать.
Сперва предполагалось, что для создания автопилота нужно разработать искусственный интеллект. Так как вождение автомобиля — сложная и ответственная задача, обычным компьютерам это не под силу. Исходя из этого специалисты и решили, что нужен ИИ.
Альтернативные пути
Мы давно ждём появления искусственного интеллекта, но пока что эта цель для нас недосягаема. Специалисты, работающие в направлении развития автомобилей тоже понимали это уже несколько десятилетий назад, и поэтому они решили действовать другим путём: путём облегчения работы водителя. Вот пример технологий, которые появлялись в автомобилях:
- АБС (антиблокировочная система) — электронная система торможения, считавающая положение колёс автомобиля с помощью разных датчиков. Предназначена для увеличения эффективности торможения и защиты автомобиля от неустойчивого поведения на дороге;
- Антипробуксовочные системы, для защиты от увязания на дороге;
- Появление автоматической коробки передач;
- Система круиз-контроля;
- Помощник для парковки;
- Другие активные и пассивные технологии.
Как видите, облегчить жизнь водителя можно и без искусственного интеллекта — с помощью развитых технологий и приборов.
Одно время ученые даже изучали саранчу — эти насекомые летают большими потоками, и при этом они не сталкиваются друг с другом — всё за счёт уникальной структуры нейронных клеток. Опыт саранчи пытаются перенести на автомобили — для экстренных систем защиты от столкновения с другими авто.
Настоящие беспилотные автомобили
Практически все крупнейшие IT-компании и автомобильные концерны в той или иной степени разрабатывают беспилотные автомобили. Успехи на этом поприще колоссальные: уже сейчас есть вполне работоспособные прототипы, работающие в условиях сложного трафика.
Пионером на этом поприще является Tesla: у автомобилей этой компании самый развитый беспилотный модуль из тех, что представлен на массовом рынке. Кроме того, удачные варианты тестировал и Uber — для своего сервиса беспилотного такси.
Казалось бы, всё довольно радужно: мы в будущем! На самом деле, проблем еще много.
Почему автопилот Tesla — не совсем автопилот
Автопилот у Теслы умеет маневрировать в загруженном трафике, может справляться с ездой на большой скорости и прокладывает маршрут несмотря на препятствия на дороге. Для этого используется большое количество датчиков, в том числе — GPS, датчики машинного зрения.
Проблема Теслы — в том, что сбои иногда всё таки случают. Очень часто — фатальные. Из-за этого компания пересмотрела взгляды на автопилот, и в итоге теперь он, по сути, является не автопилотом, а улучшенным круиз-контролем (грубо говоря).
Дело в том, что теперь автомобили Тесла едут в авторежиме только в том случае, если водитель смотрит на дорогу и держит руки на руле — то есть отвлекаться ему категорически нельзя. Связано это с фатальными прецедентами: авариями, которые случались на дороге, а также из-за нескольких сбитых пешеходов.
Справедливости ради, автопилот несколько раз и спасал жизни водителей — в последнюю секунду предотвращал аварии. Но риски от этого не перекрываются.
Юридические проблемы
В лучшем случае разные государства (в том числе Россия) ещё не разработали адекватной законодательной базы для автопилотируемых автомобилей. В худшем, уже появились строгие ограничения и даже запреты, связанные с автопилотами.
Автопилоты всё еще неполноценны, и случаются ошибки. Массово выводить их на дороги попросту опасно, поэтому государство и прибегает к мерам контроля.
Даже если автопилоты окончательно доработают — а для этого нужно примерно пять-десять лет (как минимум), мы всё еще не увидим беспилотные такси или личные автомобили — государства с опаской смотрят на эти новшества, и пройдут годы, прежде чем пойдут серьезные поползновения в этом деле.