В современном обществе существуют дискуссионные, злободневные вопросы, которые указывают на вовлеченность людей в той или иной сфере, а главное неравнодушное отношение к современной действительности. Таковым является и вопрос о положении чернокожего населения США по сей день. Чтобы разобраться, откуда взялось движение Black Lives Matter углубимся в историю и постараемся найти аналогии с целью выяснить: действительно ли данное активистское движение является оправданным.
Рабство как таковое существует с самого начала зарождения государств (например, Египет, Месопотамия и пр.) после расширения общины и уничтожения родоплеменного строя. Что касается рабства в современном понимании, оно брало свое начало со времен Великих географических открытий. С развитием сельского хозяйства в колониях Нового Света требовалась рабочая сила для выращивания различных культур (хлопок, кофе, табак…) на плантациях. Завоеватели из Европы сначала рассматривали в качестве дешевой рабочей силы коренное население, но вольнолюбивые индейцы часто убегали, так как хорошо знали местность.
Поворотной точкой стала попытка епископа Бартоломе де ла Касас вступиться за индейцев (XVI век). Он критиковал захватнические порабощающие действия конкистадоров и в качестве альтернативы предложил использовать в качестве рабов чернокожее население Африки. Касас утверждал, что индейцы имеют свой путь развития и что называть их дикарями из-за различий в культуре не является объективным. Однако именно он был инициатором замены одного вида рабства на другое, из-за чего потом очень сильно пожалел.
Существует и другая сторона медали. В Ветхом Завете народы с темным цветом кожи считались потомками Хама, сына Ноя, оскорбившего своего отца. За что Ной предсказал его потомкам рабство у потомков его братьев — Сима и Иафета. Поскольку религия- это рычаг власти, то это удобная всеобщая идеология насилия, оправданная существованием неких высших сил, к тому же религия-тип массового сознания, при котором человек теряет рациональное видение и поддается действию толпы.
Есть также некое заблуждение, что лишь белые порабощали чернокожих, но это стереотип, который удобно использовать тем же чернокожим для оправдания отличий в уровне жизни. Всегда проще найти виновного, чем разобраться в том «что видно и чего не видно» (книга Бастиа).
Начиная с истоков, в Африке на протяжении тысячи лет существовали черные торговцы рабами. Рабами становились взятые в плен во время вооруженных конфликтов своими же соседями по территории.
Среди представителей черных рабовладельцев можно выделить особо ярких представителей: табачного фермера Энтони Джонсона и чернокожего рабовладельца Южной Каролины Уильяма Элиссона , имевший собственную плантацию хлопка.
Невозможно рассматривать вопрос рабства, не обратившись к Гражданской войне (1861-1865). Хотя главной причиной было не только положение рабов южных штатов, но и нежелания южных штатов подчиняться Аврааму Линкольну, который выдвинул программу запрета рабского труда на плантациях, что было невыгодно южным рабовладельцам.
Важнейшим событием Гражданской войны стало подписание закона о запрете рабского труда в южных штатах. Этот закон был ратифицирован Сенатом в 1964 году. Таким образом, был официально положен конец расовому неравенству в США.
Но было ли это дарование равных прав с другими гражданами США? На самом деле, нет. До отмены рабства, в 1750-е годы чернокожие рабы не имели права покупать недвижимость и землю, иметь свой бизнес. Что изменилось после отмены рабства?
По сей день чернокожие подвергаются притеснения среди работодателей, поскольку с большей вероятностью на высокую должность возьмут человека европеоидной расы, нежели негроидной. Присутствует расслоение и в других сферах. Так чернокожие граждане исторически жили в неблагополучных районах, уровень услуг, в частности медицины и образования, был намного ниже, чем в более благополучных районах.
Учитывая это, можно было бы понять недовольство чернокожих, но сейчас у них есть привилегия, такая же, как и у национальных и сексуальных меньшинств. Работодатели и другие представители тех или иных организаций не имеют право им отказать, иначе они будут иметь проблемы с репутацией, якобы отказав человеку из-за расовой принадлежности или нетрадиционной ориентации. Это стало своего рода манипуляцией.
Откуда же появилось движение «Black Lives Matter»?
Основано было еще в далеком 2013 году, в 2016 году стремилось стать партией в президентских выборах. Наибольшая активность появилась после убийства полицией Джорджа Флойда. Чтобы разобраться, правомерны ли были действия полицейских в данной ситуации, подчеркнем, кем является сам Джордж Флойд.
Джордж Флойд- 46-летний афроамериканец, сидевший пять раз (первый- за кражу), в прошлом работал охранником в местном парке. Пойман полицейскими, когда пытался расплатиться фальшивыми документами, был в неадекватном состоянии.
Люди, поддерживающие преступника, поэтизируют его предсмертную фразу «Я не могу дышать», видя в этом лозунг, что совершенно неприемлемо, учитывая его криминальное прошлое. Чернокожие, назвав себя истинными демократами, хотят сместить республиканцев у власти. Если бы не смерть Флойда, поводом начать противоправные действия могло бы стать любое, даже безобидное действие.
Но если бы ситуация имела лишь одну точку зрения, никакого конфликта бы не было.
«В 2014 году в США была похожая ситуация: тогда в Томпкинсвилле, штат Нью-Йорк, был убит 43-летний афроамериканец Эрик Гарнер. Он торговал сигаретами поштучно и, когда его собрались задержать, отказался надевать наручники. Полицейский применил удушающий приём. Гарнер кричал: "Я не могу дышать!" Но полицейский не ослабил хватки — и Гарнер умер.»
Нужно учитывать, что полиция США имеет почти неограниченные права, но лишь в случае неповиновения, без причины такого строгого и жесткого применения закона, полицейских действительно можно было бы обвинить, при чем оправдано.
BLM стало принимать не только национальный характер, но и интернациональный.
«Президент США Дональд Трамп обвинил всех вокруг: демонстрантов — в попрании свобод, мэра Миннеаполиса — в слабости власти и левых взглядах.» Вполне естественно, что протесты, переходящие в анархию, хаос грозят всему миру. Но как быть? Жесткое применение, хоть и легальной силы, со стороны власти на время скроют проблему, но не искоренят ее, а в США как никогда нужно восстановить порядок и безопасность ее граждан. С другой стороны, пойти на уступки- значит дать повод продолжать беспорядки и запускать обратный «белый» расизм.
Негритюд, зародившийся еще в девятнадцатом веке, в наши дни уходит в правые движения, чуть ли не в фашизм. Если посмотреть на уровень демократизации стран мира, то можно заметить, что «колыбель» демократии США, Скандинавские страны и Австралия имеют самый высокий индекс. Именно эти страны и подвергаются наибольшим разрушениям, из-за уровня лояльности к мигрантам. В Швеции черные пошли против черных. В США застрелили 22-летнюю девушку за то, что она уходила с протеста.
После лицезрения жестокости со стороны чернокожих (как правило, не достаточно образованных и культурно вовлеченных) возможно углубление политики апартеида, введение новых законов, еще больше ограничивающих чернокожих, снижение индекса уровня демократии, распространение идей расового и национального превосходства в мире. Но это мало вероятно. Возможно, это сделано специально, чтобы убрать Трампа на выборах в ноябре 2020 года, так как эта политическая фигура не устраивает даже самих американцев. Тем более, цветная революция невозможна в США, поскольку исторически все важные должности по-прежнему занимаются белыми.
Что касается России, то здесь традиционно существует миграционная проблема, связанная с жителями Кавказа и Средней Азии. Возможно, BLM даст новую жизнь подобным движениям, в которую будут вовлечены народы Кавказа, цыгане, азиаты в целом.
Это самый наихудший исход событий. Вполне возможно, что США и другие страны распространения движения будут более озабочены проблемами вирусологии (разработка вакцины от корона-вируса) и экологии (катастрофа в Норильске, проблема вырубки лесов, глобальное потепление и демографические проблемы, связанные с прогнозируемым увеличением населения к 2060-ому году до 10-11 млрд, а затем резкое его снижение).