В последнее время премию "Оскар" принято ругать за излишнюю политизированность, замешанную на трансгендерной толерантности. Это не совсем справедливо, так как выглядит будто в какой-то момент времени киноакадемия внезапно взяла и испортилась. Но "Оскар" всегда был таким. И относительно объективными лауретами премии были работники технических департаментов (визуальные и звуковые эффекты). В остальном современный Оскар такой же каким был 20, 30 или 50 лет назад: всего лишь слепок индустрии и американского общества. И лауреатами "Оскара" за лучший фильм года становились, как правило, те работы, которые в конкретный период надо было наградить, а не те, кто этого объективно достоин.
Топ-9 фильмов, получивших Оскара, которые заставляются усомниться в компетенции киноакадемиков
9 место: Джентльменское соглашение (Gentleman's Agreement), 1947, режиссер - Элиа Казан
Элиа Казан - один из сильнейших режиссеров старого Голливуда, но "Джентльменское соглашение" вышел фильмом исключительно слабым. По сюжету, журналист в исполнении Грегори Пека решает в качестве эксперимента представиться евреем, чтобы исследовать антисемитизм в американском поствоенном обществе. Такое социально проблемное, но абсолютно беззубое и по сути не раскрывающее проблему кино. "Оскар" взят за тему, а не за её (не)раскрытие.
8 место: 12 лет рабства (12 Years a Slave), 2013, режиссер - Стив МакКуин
Та же самая проблема, что и с "Джентльменским соглашением". Кино о проблеме американского рабовладения, но снятое во времена, когда маятник качнулся в другую сторону, и показать картину с претензией на объективность уже не получилось. "Джанго освобожденный" в отношении психологии рабства получился более честным.
7 место: Влюбленный Шекспир (Shakespeare in Love), 1998, режиссер - Джон Мэдден
Киноакадемики традиционно питают слабость к длинным костюмным драмам на историческом материале. По этой причине главного Оскара удостоились, среди прочих, "Амадей" Формана, "Титаник" Кэмерона и "Храбрым сердце" Гибсона. Но у каждого из этих фильмов было свое уникальное лицо. "Влюбленный Шекспир"- это фильм на 100% заточенный под "Оскар", где все сделано так, чтобы понравится не зрителям, а академикам.
6 место: В центре внимания (Spotlight), 2015, режиссер - Том МакКарти
Остроактуальный фильм о журналистском расследовании, снятый режиссером независимого кино с множеством хороших актеров в каст-листе. Однако, кино получилось откровенно скучным, особенно если сравнить его с другим классическим фильмом о журналистском расследовании "Вся президентская рать". Опять же "Оскар" за тему, а не за раскрытие.
5 место: Величайшее шоу мира (The Greatest Show on Earth), 1952, режиссер - Сесил Б. ДеМилль
Один из самых странных фильмов, получавших когда-либо главного "Оскара". История о странствующей цирковой труппе для своего времени была как "Армагеддон" для конца 90-х. Большой, зрелищной лентой, претендующей не на любовь академиков, а на большие кассовые сборы. В итоге получила и то, и другое.
4 место: Том Джонс (Tom Jones), 1963, режиссер - Тони Ричардсон
Экранизация классического романа английской литературы, выполненная ключевым режиссером британской новой волны. Получившаяся в итоге малосмотрибельная фривольная комедия с невнятным монтажом вызывает удивление. Как Тони Ричардсон мог снять такое? Еще большее удивление вызывает тот факт, как "Америка, Америка" Элиа Казана могла проиграть этот фильму?
3 место: Звуки музыки (The Sound of Music), 1965, режиссер - Роберт Уайз
В 1965-м году этот мюзикл стал самым кассовым в истории Голливуда на тот момент и взял несколько Оскаров, включая главный. Время, однако, отнеслось к фильму не так благосклонно. Основная претензия к фильму - сомнительная тональность с которой рассказана история аншлюса Австрии Третьим Рейхом. Понятно, что это мюзикл, но та же "Вестсайдская история" смогла найти баланс между формой и содержанием.
2 место: Миллионер из трущоб (Slumdog Millionaire), режиссер - Дэнни Бойл
Еще одна любимая академиками тема - личного успеха. Того, что в России понимается под фразеологизмом "из грязи в князи". Ничего нового, но сдобренное одновременно модным в 2000-е грязным реализмом, индийской экзотикой и самым вульгарным клиповым монтажом, который только можно себе представить.
1 место: Лунный свет (Moonlight), 2016, режиссер - Барри Дженкинс
Когда фильм попал в шорт-лист Оскара стало понятно, что у конкурентов нет никаких шансов. Дженкинс - откровенно слабый режиссер, но очевидно умный человек. Создать такого монстра Франкентейшна, сшитого из всех актуальных повесток сразу, нужно уметь. Другое дело, что жизни в это творение вдохнуть не удалось. Получился сферический "фильм для Оскара" в вакууме.