Найти тему
НИКА РУССО

"Пожалуйста, не надо её критиковать". " Я не критикую, я стимулирую".

Привет, друзья!

Ваши комментарии к публикации «Свекровь сказала, что мой муж в год уже стихи читал» напомнили одну историю из жизни. Сегодня я решила ею поделиться.

Работа дочки. Личный архив. Фото автора.
Работа дочки. Личный архив. Фото автора.

Моя дочь в детстве очень любила рисовать. Изводила бумагу пачками. Карандаши, фломастеры, краски. «Что за чудо-ребёнок! - удивлялись подружки, заглянувшие в гости. - Сидит тихонечко, рисует часами. Никаких криков и беготни, никаких разбросанных игрушек».

И то, и другое, честно говоря, было. Она же нормальный ребёнок. Но рисовать ей и правда очень нравилось.

Рисунки складывались на полке в шкафу и им периодически устраивалась «инспекция» силами автора. Над чем-то она смеялась, что-то выбрасывала, а некоторые оставляла.

Если вы родитель, то понимаете, насколько дороги первые шаги любимого чада в творчестве.

И вот, дочка начала посещать курсы акварели в Академии С. Андрияки. Преподавание велось по специальной методике. Первые же успехи меня потрясли.

И бабушка с дедушкой тоже радостно воскликнули, увидев первую акварель. Поахали, поохали, а потом вдруг: «Только тень немножечко не такая здесь должна быть».

Меня это царапнуло (ведь было понятно, что никому из «судей», в том числе и мне, такого «на раз» не повторить и с тенью, на мой взгляд, было всё в порядке), но я ничего в тот раз не сказала.

Работа дочки. Личный архив. Фото автора.
Работа дочки. Личный архив. Фото автора.

А тем временем, замечания стали появляться при демонстрации каждого следующего рисунка. Для меня это было тем более удивительно, что работы удавались на славу. Но критика была неумолима и неизбежна, как китайская пытка: по капле на темя.

Я спросила, когда мы остались наедине: «Зачем вы это говорите? У неё же хорошо получается! Так не любой сможет.»

И услышала в ответ: «Да, очень хорошо. Но ей нужен стимул, чтобы она не расслаблялась!».

«Все профессиональные замечания ей сделает преподаватель. Дома ей нужна поддержка», - возразила я, но попытка не была засчитана.

Тогда я начала вклиниваться с домашними делами/вопросами сразу же по завершении хвалебной части (не люблю перебивать людей в разговоре, давалось мне это нелегко). Срабатывало крайне редко.

Я перестала упоминать о рисовании в принципе, переводила разговор на другие темы, если вдруг спрашивали об акварелях, но чаще дело всё-таки завершалось очередной демонстрацией и очередными замечаниями.

Работа дочки. Личный архив. Фото автора.
Работа дочки. Личный архив. Фото автора.

Порой доходило до абсурда.

- Тень не может так лежать. Она слишком длинная.
- Им выдают листочки уже с контуром рисунка. Дети только красками рисуют. У них нет карандашей, - парировала я.

- Всё равно тень так не может лежать!
- Контур сделан самим преподавателем.

- Значит, она должна была сама подправить! Вот давайте сейчас поставим лампу, положим... (что-то там: яйцо, сливу, огурец)... и посмотрим, какой длины будет тень!

Напомню, что была и похвала! Искренняя, неподдельная, но все уже знали, что в итоге будет «ложка дёгтя». Обязательно. Неминуемо. И восторги уже не радовали. Дочь ждала «приговора».

Стоит ли говорить, что с каждым разом рисунки из папки доставались всё с меньшим энтузиазмом, а глаза у моей Принцессы становились всё грустнее при разговоре о живописи.

Спустя пару лет мы переехали в другой город. Новая школа, новые друзья. Дочка убрала краски подальше и больше не доставала. Её новые друзья даже понятия не имели, что она когда-то любила рисовать и делала это неплохо.

Я не против критики. Если учитывается возраст и состояние человека, который ваше мнение выслушивает. Как говорится, «художника может обидеть каждый».

К тому же, частенько повод мне казался надуманным. Ничего лишнего в работах я не видела.

Мне нравятся слова Сергея Андрияки о живописи: «Цветы можно написать абсолютно точно, каждый лепесток, но это будет просто нарисованный букет. Искусство в том, чтобы это был "живой" букет, чтобы вы чувствовали его аромат». (Цитата не точная, передаю общий смысл).


Прошло пять лет.

Недавно в комнате дочки появился тигрёнок. Не настоящий, конечно. Нарисованный.
Это был рисунок по цифрам. Но само то, что она корпела над ним несколько дней, дарит мне надежду, что Маленький Художник в её душе снова поднимает голову. И это меня очень радует!

Тот самый тигрёнок. Фото автора.
Тот самый тигрёнок. Фото автора.

А как вы относитесь к критике? Нужно ли ей противостоять?

Считаете ли, что детям (или взрослым) необходим подобный стимул?

Пишите, мне в самом деле интересно ваше мнение!

* * *

На сегодня это всё :)

Благодарю за внимание!