Начало истории – здесь
Предыдущий кусочек истории – здесь
23 января 1570 года Джеймс Хэмилтон из Босуэллхоу застрелил из карабина Джеймса Стюарта, графа Морэй, регента Шотландии, став таким образом первым в истории киллером-огнестрельщиком.
И что?
Свято место пусто не бывает.
Шотландия получила ещё более упёртого, но не такого доброго регента.
Мэттью Стюарт, граф Леннокс, отец лорда Дарнли, дедушка короля Джеймса VI, в прошлом подлый предатель и государственный изменник, а ныне – кристальной души человек.
Но тоже не зажился особо.
Джордж Гордон, граф Хантли, договаривался о мире о дружбе с графом Морэем, хоть и врагом, но достойным уважения человеком. А Ленноксу он ничего не обещал. А тут ещё Клод, младший и самый активный из Хэмилтонов, обещал помочь в праведном деле. В общем, Джордж и Клод подвязали ещё нескольких лэрдов-единомышленников и организовали нападение на славный город Стёлин, 4 сентября 1571-го. В суматохе – вот незадача – кто-то случайно застрелил графа Леннокса, Шотландия снова осталась без регента.
Новым регентом стал Джон Эрскин, граф Мар, воспитатель юного короля Джеймса.
Но реально управлял Шотландией Джеймс Дуглас, граф Мортон, которого мы уже неоднократно встречали в этой истории.
Так бы вроде и ничего, граф Мортон рулил из-за спины графа Мар. Но что-то стало Джеймса Дугласа не устраивать в этой ситуации. Не то Эрскин много о себе возомнил, не то славы захотелось, он же Дуглас, родня Стюартам и сам немножко Стюарт.
В общем очередной регент Шотландии Джон Эрскин, граф Мар, умер 29 октября 1572-го по непонятной причине.
Теперь уже официально регентом Шотландии при юном короле стал Джеймс Дуглас, граф Мортон.
Граф Мортон правил Шотландией долго и счастливо, целых шесть лет, впоследствии его всё равно казнили, но это так, мелочи. Зато он добился всё-таки окончания Мэрианских войн.
Типа победил.
Но это не так просто было.
Как мы уже видели, граф Хантли после смерти графа Морэй счёл себя свободным от всех обязательств и снова вверг северо-восток Шотландии в междоусобную войну. Там ещё не столько сам граф был активен, как его младший брат Адам Гордон, почём зря начавший крушить враждебный Гордонам клан Форбс. Власти юного короля Джеймса VI и его регентов, понятное дело, никто в этих краях не признавал.
Лорд Флеминг продолжал удерживать Дамбартон до апреля или мая (по разным источникам) 1571-го. И дальше бы держался, но…
Жена одного из солдат гарнизона попалась на воровстве, лорд Флеминг приказал её высечь. Солдат затаил обиду и как-то вступил в контакт с командирами армии регента, осаждавшими Дамбартон. Он помог осаждавшим подняться на скалу с вроде бы неприступной северной стороны, как-то отвлёк караул, а там – дело техники, внезапная атака.
Джон Флеминг потерял замок, но не покорился. Он сразу уехал во Францию, но через некоторое время вернулся в Шотландию и не просто так – с деньгами для сторонников королевы. Флеминг участвовал в обороне замка Эдинборо, но там получил пулю в колено, пошло заражение.
Джон Флеминг, лорд Флеминг умер 6 сентября 1572 года. Особо неприятно то, что эта пуля была не из вражеского мушкета выпущена. Один из французских наёмников (уже и такие там были) настолько плохо умел обращаться с оружием, что попал не в противника, а в стену своего же замка, пуля отрикошетила и прямо в колено лорда Флеминга.
Уильям Кирколди из Грэнджа был одним из главных военачальников армии графа Морэя. Похоже на то даже, что он был единственным реальным военачальником, а Морэй, Мортон и другие – чисто политическими лидерами.
Однако, в начале 1570-го, после убийства графа Морэя, Уильям Кирколди неожиданно перешёл в лагерь сторонников королевы Мэри.
И не только сам перешёл.
На тот момент Кирколди являлся комендантом замка Эдинборо. Серьёзно так. И вот, огромный столичный замок стал территорией, на которой признавалась власть томящейся в Англии королевы Мэри, а сменявшие друг друга регенты считались все до одного узурпаторами.
Военные силы и администрация регентов разместилась в Лисе (Лейте), небольшом портовом городе вблизи Эдинборо. Вплоть до того, что некоторые называют это противостояние, этот период шотландских заморочек Войной между Лисом (Лейтом) и Эдинборо.
Сейчас, в настоящее время, Лис (Лейт) вошёл в городскую черту и стал районом столицы, практически её портом.
На самом деле название города/района на английском читается как “Лис”, но из-за того, что пишется “Leith”, во многих источниках он может оказаться Лейтом.
В принципе, этот Лис-Лейт уже и тогда был портом Эдинборо и приверженцы регентов, вероятно думали таким образом перекрыть сообщение столицы со странами континента. Но несмотря на их умствования, военное снаряжение, деньги, даже наёмники, хотя и неумелые, поступали из Франции и Испании в Эдинборо регулярно.
Хотя всё-таки и не в таких количествах, чтобы надеяться на то, что замок Эдинборо будет держаться вечно. Со всех концов Шотландии приверженцы регентов свозили сюда пушки, хотя и как-то сомнительно было нанести тогдашней артиллерией серьёзные повреждения замку на скале, но всё равно.
В июле 1572-го было заключено перемирие. С замка была снята блокада, но сэр Уильям был вынужден отступить из города. До этого под его властью были ещё и некоторые городские улицы, в том числе Королевская Миля до собора Сент-Джайлс включительно. Теперь остался только чисто замок.
1 января 1573-го срок перемирия истёк, и Уильям Кирколди приказал начать обстрел города. Но, может, и зря. У него было 40 пушек, но осталось почему-то только семь артиллеристов, какой тут, скажите, скорострельности можно достигнуть в таких условиях. Да и запасы пороха были ограничены.
Но всё равно замок Эдинборо держался.
Несмотря даже на то, что граф Мортон при поддержке королевы Англии сумел вступить в переговоры с другими приверженцами королевы Мэри и, что главное, договориться с ними о прекращении огня.
Договор “Пертское соглашение” был подписан в середине февраля 1573-го. И Хэмилтоны, и Гордоны, и многие другие сложили оружие в обмен на прощение всех грехов.
Но не Уильям Кирколди. Многие его соратники, возможно, и он сам “Пертским соглашением” прощены не были.
Замок Эдинборо держался.
Но брат сэра Уильяма, Джеймс Кирколди, 27 января прибыл с оружием и деньгами из Франции в замок Блэкнесс, а войско графа Мортона сразу же осадило этот замок и вскоре его захватило. Уильям Кирколди остался без брата, без вооружения, без денег.
Но всё равно держался.
Уже и до этого, чуть ли не с самого начала Мэрианских войн, друг друга сменявшие регенты Шотландии взывали о помощи к королеве Англии. Но только в 1573-м Элизабет всё-таки решилась. В мае месяце английская армия под командованием сэра Уильяма Друри вторглась в Шотландию и присоединилась к осаде замка Эдинборо.
Вот странно. Пока шотландцы воевали с шотландцами, замок держался, несмотря на все артобстрелы и другие обычные прелести осады. Но как только к осаждающим присоединились англичане…
Или у них всё-таки была более продвинутая артиллерия? Или уже закончились силы у защитников замка?
28 мая 1573 года замок Эдинборо сдался. Мэрианские войны закончились.
Сэр Уильям Киркалди был приговорён к смерти и повешен 3 августа.
Свергнутая королева Мэри навсегда покинула Шотландию 16 мая 1568-го. И пять лет её сторонники боролись за её дело, пять лет Шотландия сотрясалась гражданской войной.
Но, наверное, в Англии было всё тихо?
Как бы не так!