Найти в Дзене
Tonkov.Expert

Что делать бизнесу в ситуации пандемии коронавируса. Часть 1

Интервью с Владимиром Викторовичем Тонковым, главным специалистом Института биосенсорной психологии, основоположником направления биосенсорных психодисциплин.
Интервьюер: Андрей Рябых, основатель школы интернет-буржуя Андрея Рябых, эксперт в монетизации интернет-проектов.
Дата интервью: 27 марта 2020 года.

Интервью с Владимиром Викторовичем Тонковым, главным специалистом Института биосенсорной психологии, основоположником направления биосенсорных психодисциплин.
Интервьюер:
Андрей Рябых, основатель школы интернет-буржуя Андрея Рябых, эксперт в монетизации интернет-проектов.
Дата интервью: 27 марта 2020 года.

А.Рябых — слева, В.Тонков — справа.
А.Рябых — слева, В.Тонков — справа.

А.Рябых:
— Что делать бизнесу, предпринимателю в текущей ситуации апокалипсиса, конца мира...

В.Тонков *скептически*:
— Ладно уж, апокалипсиса!..

А.Рябых:
— Какие там ещё слова? Рагнарека...

В.Тонков:
— Давай начнём с самого начала.
Всё дело в том, что этот вирус — если бы его не было, его следовало бы придумать. Вообще, говорят, что еще в 2015 году американцы его уже и придумали. Ссылаются на публикацию, где действительно были проведены исследования, действительно работали именно с летучими мышами и именно с этим штаммом коронавируса. Я не буду вдаваться в эти вещи, я просто повторюсь: если бы его не было, его следовало бы придумать. Другое дело, когда этот коронавирус выскакивает, то, как обычно, как говорили наши великие: «Хотели, как лучше — получилось, как всегда».

Всем хотелось бы, чтобы этот коронавирус, который так хорошо работает, — сейчас объясню, почему, — просто сделал бы своё дело, и всё. Почему? Смотри: он тщательно выкашивает всех, кто старше 70 лет. Точнее, от 75 и выше — шансов нет. Собственно, только приборы и спасают, и то — кое-кого. В принципе, с точки зрения молодёжи вы и так зажились. Вот, у тебя есть дети, предположим, у тебя есть автомобиль, у тебя есть квартира. У тебя есть ребёнок. С точки зрения ребёнка ты тут зажился, и было бы неплохо, если бы ты оставил квартиру и машину, а сам благополучно куда-нибудь отчалил, причем, всё равно: уехал или сдох. Все мы были молодые, мы все это проходили. Есть отдельные «комнатные» дети, которые вырастают в подростков и молодых людей — юношей и девушек, и этого у них нет, и как правило, это люди довольно инфантильные.

Молодёжный максимализм, когда «хочу — и всё!», это штука такая вот [страшная]!.. Просто в наши времена с этим очень жёстко разделывались. Сейчас какой-нибудь 20-летний человек может пожилым людям так заявить — и выйти в дверь. Я помню времена в Советском Союзе, когда это даже преступлением не было: если старики тупо этого человека били до инвалидности, их даже не сажали. Потому что чётко было понятно, что старость надо уважать.

На сегодняшний момент — из положительного: экономика и социальная жизнь избавляется от старпёров, от балласта. Но при этом если мы возьмём такую страну, как США, это ведь США говорили нам, что надо место уступить молодым, да? Но всё дело в том, что всё руководство в США — это люди за 70.

А.Рябых:
— Не только в США.

В.Тонков:
— Погоди, мы берём именно США в данном случае. Это люди за 70. Вся политическая верхушка. Берём экономику. Наиболее состоявщиеся крупные мощные организации управляются или владеются людьми тоже далеко за 60. Мы, конечно, можем назвать Илона Маска, можем назвать ещё кого-то, но, на мой взгляд, это дутые корпорации, которые не принадлежат тем людям, которые называют себя их владельцами. Потому что там — акционеры, советы директоров, кредиты, ещё что-то, и эти граждане чисто условно там находятся. А если мы ещё дальше копнём, то может оказаться, что ряд этих корпораций финансируют, к примеру, какие-то спецоперации, и для этого и придуманы. Я, например, не верю в то, что Фейсбук, я не верю в то, что эта «бодяга» Илона Маска сделаны исключительно ими. Я уверен, что эти вещи не могли появиться без помощи спецслужб. А после этого распространяется легенда, как именно они выросли. Я уже взрослый человек, не надо мне рассказывать!.. Более того, признаки этого всего там есть.

Теперь дальше: куда бы мы ни сунулись, в любой части: литературе, искусстве, — есть люди очень пожилые. Пускай у части этих пожилых людей проблемы с мышлением. Но они являются ходячей историей. Они знают, как бывает. У нас 2 человека: один — умный, а второй — опытный. Умный вынужден всё время экспериментировать и учиться, в итоге он когда-то станет опытным. И перестанет быть умным. И вот — опытный. Он просто знает, КАК. На его глазах происходило огромное количество событий. И он, даже не будучи умным, просто знает, что к чему приводит.

А.Рябых:
— То есть у него есть сложившиеся причинно-следственные связи?

В.Тонков:
— Да, а у умного есть логика, но нет причинно-следственных связей, то есть он не понимает, что к чему приводит. Это экспериментатор, и если бы ему дали полную волю, он экспериментировал бы так, что земной шар развалился бы на куски.

Та же самая история — это так называемая старая Европа. Та же самая история — это правящие дома в Азии. В принципе, если мы берём Эмираты, там есть помоложе принцы, но та же самая вещь: на верхушке этого всего там стоят люди пожилые.

А.Рябых:
— Если из наших олигархов брать, всем им будет за 60.

В.Тонков:
— Конечно. Так вот, смотри: у нас получается ситуация, когда вроде бы старпёры должны все сдохнуть, и молодёжи станет хорошо. Но именно старпёры являются распорядителями. И когда возник этот вирус, именно пожилым людям он стал грозить, а ресурсы находятся у них, и они, естественно, совершили шаг, который не нравится молодым. Они стали вкладывать большое количество денег, большое количество возможностей для того, чтобы спасти людей этого возраста. Причем, не только самого себя, а просто людей этого возраста, потому что по опыту они знают, что эти люди являются, во-первых, кладезем, во-вторых, они — свои, это их поколение! Молодёжи это не нравится, молодежь говорит: «Да мы нормально переносим, давайте сделаем очень просто: старпёры сдохнут — и всё!» Но ты сам будешь старпёром!

Пошли дальше. По сути дела, если разбираться по-серьёзному, если действительно этот вирус возник в Китае ровно так, как он возник... Я говорю, «если возник», потому что мы не отметаем полностью всякие разные истории... Например, итальянские власти сказали, что у них вспышка не могла быть привезена из Китая, поскольку она у них возникла одновременно с китайской [вспышкой]. Но не влезаем в это, бог с ним. Всё дело в том, даже по факту: то количество китайских туристов, которое было в России, должно было в Россию завезти гарантированно этот вирус раньше всех остальных.

Просто существует система здравоохранения и здравоохранение как таковое. Система здравоохранения включает в себя системную работу по объединению всех возможностей. Почему сейчас на Западе такие проблемы с коронавирусом? На Западе существует медицина. Существуют отдельные кластеры, условно связанные между собой, не напрямую, где, например, довольно высокий уровень организованности, довольно хороший уровень наполнения приборами, препаратами и так далее. И при условии, что у тебя есть деньги, ты получишь соответствующее обслуживание. Но если у тебя нет денег, то такого не будет, так тут у нас: бомж пришёл — и его проверили. Там бомж просто близко не будет подпущен к этому ко всему. И возникла ситуация, когда у нас система сработала: как только появилась эта эпидемиологическая опасность, мы тут же с Китаем закрыли границу. Это во-первых. Во-вторых, помнишь, кто за нашими туристами летал в Китай?

А.Рябых:
— Военные.

В.Тонков:
— Военная авиация. Это военные врачи-эпидемиологи.

А.Рябых:
— В спец-защите...

В.Тонков:
— Совершенно верно. Самолеты обрабатывались после этого, и так далее. Все были проверены.

А.Рябых:
— Все, кого привезли, были размещены в санаторий за Уралом.

В.Тонков:
— В том числе. Смысл в чем: к этому подходили комплексно. Причем, подходили комплексно не в данный момент, а просто на протяжении большого количества лет люди этого ждали, люди к этому были готовы. И нас подготовили к этому американцы. Почему? Вдоль границ России стоят практически все биологические военные лаборатории США. И после этого можете рассказывать всё, что угодно! Наши этого ждали, поэтому отработали довольно быстро. Более того, нашим досталась в наследие система прекрасно отработанная, лучшая в мире — советская. Да, сначала она была разрушена насколько можно, но остались акты, осталась документация, остались структурные точки соприкосновения. И воссоздать её было легче. Даже в чём-то остался советский менталитет, советское мышление — в области медицины точно!

И когда всё это стало сводиться воедино, возникли санкции. Слава тебе господи, Трамп, слава тебе господи, европейские товарищи! Как я вас люблю! Потому что они нас спасли. В 2014 году они занялись спасением России: они ввели санкции, и Россия была вынуждена решать все вопросы самостоятельно. Именно по этой причине у нас зависимость от зарубежных поставок минимальная, потому что то, что мы могли, мы и так делали. То, что было опасно, уже закрыли. И, кроме всего прочего, ожидали, когда закроют следующее, перекроют следующее, и так далее. Мы сейчас оказались в ситуации, когда на самом деле у нас всё своё. Даже те самые аппараты искусственного насыщения крови кислородом, помощи в дыхании и так далее. У нас своё производство! Вот США — они должны ещё только наладить.

Вдруг оказалось, что в такой державе, как США, где населения — более чем в 2 раза, чем в Европе, аппаратов искуственного дыхания раза в 2-3 меньше, чем у нас с вами в России — в «бедной», «несчастной». А в Англии — раз в 6-7 меньше. И вот мы вдруг сравнили медицину. Когда там говорят про нас: «Медицина такая, медицина сякая!» — у меня ряд знакомых врачей, ряд знакомых других людей, которые связаны со здравоохранением, они все в один голос рассказывают: люди приезжают из-за рубежа, как наши, так и европейцы или американцы. И когда наши говорят: «Ну, знаешь, надо тебе просто сходить на УЗИ», — у человека «вылупаются» глаза, и он говорит: «Да ты что, это же только 2-3 недели только в очереди стоять!» У нас в России, сам понимаешь, вышел и лениво проходишь мимо [центра УЗИ], потому что просто лениво, а не лениво — зайдёшь. Та же самая вещь практически со всей аппаратурой. И поэтому когда мне на протяжении лет постоянно рассказывают какие-то люди с деньгами про [нашу плохую] медицину, то я говорю: «Ребята, вы просто реальности не видите». И то, что сейчас произошло, то, почему Россия догоняет других [по уровню заражённых], но медленно догоняет, — это связанно именно ни с чем иным, как с тем, что
пускай слабо организованная, — а у нас в России она хорошо организованная — система здравоохранения всегда лучше просто здравоохранения как такового. Почему? Потому что есть ряд мероприятий, которые не являются медицинскими, но эти мероприятия выполняются по взаимосвязи с медициной.

У нас, например, с медициной впрямую связаны вооружённые силы. Мы изначально знаем абсолютно чётко, что если где-то возникает проблема, то вооружённые силы сразу начинают помогать, либо ограничивая что-то, либо используя врачей, специалистов по химзащите, ещё по чему-то и так далее.

А.Рябых:
— МЧС, которые теперь тоже связаны с вооруженными силами.

В.Тонков:
— МЧС-ники — это вообще отдельная тема. Когда это организовывалось, народ смеялся, когда в МЧС уходили все средства, народ смеялся. Сейчас МЧС — непонятно, это военная структура или гражданская, или полицейская или ещё какая-то. Но МЧС забесплатно катался по всем странам мира, и вот настало его время. И Росгвардия тут же вдруг выявилась. При определённых условиях и ситуациях мы не имеем право использовать войска. А Росгвардия — это не войска, это другое! Она подпадает под совершенно другое определение. И, в принципе, именно по этой причине мы всё-таки, хоть и сидим по домам, но нам не запрещено выходить на улицы, просто нас просят. Нам просто сказали: «Ну, вот надо тебе покушать, иди купи». На машинах мы ездим — нас вообще никто не трогает.

А.Рябых:
— Пока, до завтрашнего дня, до 28 марта.

В.Тонков:
— Нет, перемещение на машинах не запрещено. Запрещено появление в общественных местах. Я еду с дачи домой и на дачу из дома, я прочитал это положение — я [этого запрета] там не видел.

А.Рябых:
— ТЦ закрывают, рестораны закрывают...

В.Тонков:
— Закрывают те места, где люди могут собраться. Но людям не запрещено выходить из квартир.

А.Рябых:
— Карантин ещё, скорей всего, будет.

В.Тонков:
— То, что будет — это будет, но с завтрашнего числа — это другое, это не карантин.

А.Рябых:
— Каникулы…

В.Тонков:
— Слушай, вот я с тобой серьёзно...

А.Рябых:
— Давай про бизнес!

В.Тонков:
— А мы о нём и говорим. Про бизнес. Основная проблема предприятий в этой ситуации заключается вот в чём. Если государственные предприятия финансируются государством через структуру, они могут обеспечить своим сотрудникам выплаты, и сотрудники спокойно в зависимости от лени могут на удалёнке работать или не работать, могут ещё что-то себе позволить. А те люди, которые работают в частном секторе, либо в частных предприятиях, либо частники как таковые, либо люди, которые, мягко говоря, не платят налоги, — они как будут выкручиваться?.. Кто им заплатит?..

Государство говорит: «Вот вам беспроцентный кредит», — но он остаётся кредитом: я взял эти деньги, мне потом эти деньги возвращать. Хоть он и беспроцентный, но это всё равно ужас — я же не работаю в этот период. Причём, есть ряд работ, которые не выполнишь из дома.

А.Рябых:
— Есть ряд бизнесов, которые закроются, и не факт, что потом откроются.

В.Тонков:
— А это другая тема. Когда мы говорим про западную Европу, мне люди там что-то объясняют, я им говорю: всё дело в том, что не будет того, что вы ожидаете. Вы ожидаете, что закончится карантин, люди выйдут, встанут на рабочие места, и всё. А за это время кто-то спился, кто-то жира нарастил столько, что... Кто-то, мягко говоря, заболел просто потому, что сидел дома. Кто-то во время сидения дома решил, что его достала эта работа, и если до этого она просто его доставала, то теперь у него было время на размышление, и он больше не хочет, а кому-то просто на***... наплевать, и он просто не хочет выходить, вплоть до того, что «с голоду сдохну, но не пойду».

А.Рябых:
— А кого-то решат уволить.

В.Тонков:
— «А кого-то решат уволить» — это другой вопрос.
Мы должны понимать вот какую вещь: основная часть проблем связана с тем, что люди, которые там сидят, в это время теряют квалификацию, расслабляются и обдумывают вопросы смены вида деятельности. Например, большое количество людей, которые до сих пор не задумывались о работе через интернет, сейчас задумываются.

Первое, с чем встретятся предприятия после того, как будет снят карантин:
во-первых, карантин внутри предприятия, потому что когда это будет открыто, всё равно внутри предприятия будут драконовские требования медицинского характера, которые будет требовать здравоохранение в любой стране от любого предприятия. А, значит, «как раньше» — уже не получится.

Вторая часть: люди вернутся не все.

Третья часть: люди, которые вернутся, они вернутся раздраженными. Они вывалились из рабочего ритма. Люди-то из отпуска возвращаются — какие!.. А тут!..

Я вот вижу, ты кашляешь... Ай-я-яй!

А.Рябых:
— Третью передачу пишем, я кашляю, пыль летит.

В.Тонков:
— Где ты видишь пыль, здесь постоянно убираются. Мужчина, вы можете встать на колени и посмотреть: у нас пыли нет.

А.Рябых:
— Сухой воздух.

В.Тонков:
— Сухой воздух — это может быть.

Продолжение следует.

Тонков Владимир Викторович
Тонков Владимир Викторович

* Тонков Владимир Викторович

Доктор философии в области психологии и экономики, профессор Международного Университета Бирчама (Мадрид, Испания), заслуженный педагог Балтийской Педагогической Академии (Санкт-Петербург, Россия), основатель одного из ведущих направлений в перспективных областях психонаук и практики развития естественных психофизиологических способностей человека, основатель и главный специалист Института биосенсорной психологии.
Патенты на изобретения: «Способ выявления скрытых психических реакций человека»; «Способ регулирования эмоционально-психического состояния человека»; «Направление биосенсорных психодисциплин».
Автор мирового рекорда: Мировой рекорд в номинации «Самое большое сообщество людей, обученных в кратчайшие сроки навыкам телекинеза – бесконтактное движение предметов» был зафиксирован в 2008 году в «Российской книге рекордов и достижений» (подразделение «Книги рекордов Гиннесса») в разделе «Наука и техника» в подразделе №136 «Технология, методика».