Обеспечив победу в общенациональном голосовании по конституционным изменениям , Владимир Путин теперь может оставаться президентом России до 2036 года, если он снова решит баллотироваться. После 20 лет пребывания у власти нарратив хаоса в России 1990-х годов остается основой легитимности Путина как лидера, восстановившего стабильность .
Хотя десятилетие все еще разделяет общественное мнение , нет никаких сомнений в том, что это был опасный и захватывающий период. Неоднозначность 90-х выражается популярным в то время русским словом беспредел - названием тюремной драмы 1989 года, означающим анархическую свободу и безответственный авторитет.
В то время турбулентный постсоветский переходный период в России рассматривался как зловещий побочный эффект стабильного Запада после холодной войны. Поколение спустя неопределенности того периода имеют более широкий резонанс, чем в то время.
Гибель демократов
1990-е годы начались с первых многопартийных выборов в Советском Союзе в марте 1990 года, когда Борис Ельцин стал лидером России. Это закончилось точно 31 декабря 1999 года, когда Ельцин подал в отставку в пользу Путина, его назначенного преемника.
Десятилетие включало в себя два неудавшихся переворота в 1991 и 1993 годах, а также ликвидацию как правящей Коммунистической партии, так и СССР. Массовые экономические потрясения произошли из-за разрыва советских экономических связей, создания рыночной экономики и шоковой терапии, сопровождавшейся массовой приватизацией
Социальное воздействие было огромным. Средняя продолжительность жизни упала до пяти миллионов избыточных смертей среди взрослого населения в России в 1991-2001 год, уровень рождаемости разрушился и обе эти тенденции усугубляются широко распространенной преступностью и торговлей . Эти негативные эффекты были сконцентрированы в периоды экономического кризиса 1991-94 и 1998-99 годов.
Резко растущее неравенство и появление нового класса богатых, в том числе некоторых ведущих реформаторов, означало, что термин «демократ» стал злоупотреблением еще в 1992 году .
Послушайте серию «Восстановление» из подкаста «Муравейник» , чтобы узнать больше о том, как мир оправился от прошлых кризисов, включая эпизод о постсоветском переходном периоде 1990-х годов.
Реформаторы Петербурга
Мое собственное исследование того периода показывает, что концентрация власти была тенденцией с самого начала реформ. Стиль правления, связанный с Путиным, явился частью самого движения за реформы.
Я приехал в Санкт-Петербург в 1991 году, надеясь изучить конфликт между демократической и коммунистической идеологиями. Вместо этого я обнаружил, что конфликт возник между двумя группами реформаторов - теми, кто поддерживал сильное исполнительное правление, и теми, кто выступал за представительное или парламентское правление. Это был повторный матч русских дебатов XIX века между главными действующими лицами государства и общества . В обоих случаях победили государственники.
Для сторонников сильного исполнительного правления, таких как ведущий реформатор и мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак, при котором Путин был заместителем, избранные члены совета были препятствием на пути к эффективному управлению.
Все реформаторы объединились в противодействии попытке государственного переворота, предпринятой жесткими советскими властями в августе 1991 года, но с тех пор раскол в лагере реформ между сторонниками исполнительной и представительной власти стал шире. Его кульминацией стал октябрь 1993 года, когда произошел короткий вооруженный конфликт между президентом и парламентом. Парламентские силы были в основном антилиберальными националистами, но их также поддерживали советы. Среди них был совет Санкт-Петербурга, возглавляемый реформаторами, в то время находившийся в глубоком правовом конфликте с Собчаком, его бывшим председателем, из-за того, что советники считали его чрезмерной концентрацией власти.
Ельцин приказал своим войскам открыть огонь по парламенту, чтобы подавить попытку государственного переворота. После поражения парламента большинство региональных и городских советов по всей стране были распущены и заменены собраниями с ограниченными полномочиями.
Конфликт между Собчаком и его бывшими союзниками продолжался до его смерти в 1999 году. К тому времени его бывший заместитель Путин достиг вершины исполнительной власти на национальном уровне, взяв многих из петербургской команды Собчака, чтобы сформировать ядро его кремлевской администрации.
Мощность, сосредоточенная
Концентрация власти на всех уровнях иерархии означала более интенсивную борьбу с нулевой суммой за ее победу, а не компромиссы, присущие парламентским системам. Более высокие ставки означали, что агрессивная мобилизация средств массовой информации для информационной войны стала характерной чертой избирательной политики 1990-х годов на региональном уровне по образцу президентских выборов 1996 года.
К тому времени коррупция, связанная с приватизацией, сделала Ельцина и реформаторов непопулярными, и многие опасались, что коммунисты вернутся к власти. Демократам пришлось пойти на отчаянные меры. Для переизбрания Ельцина были мобилизованы все возможные ресурсы, включая сделки с могущественными олигархами с крупными медиаимпериями. Коммунисты потерпели поражение, но расплатой за них стал повальный цинизм в отношении демократического процесса.
Ельцин по-прежнему был обязан губернаторам российских регионов и олигархам. Ограничить полномочия этих группировок выпало Путину, проводившему в 2000 году кампанию под лозунгом «диктатуры закона» . То, что такой лозунг мог получить поддержку населения, показывает степень разочарования публики в конце 1990-х годов. Однако курс на концентрацию власти был задан почти за десять лет до избрания Путина президентом.
Российские реформаторы 90-х годов в значительной степени добились необратимых экономических изменений, которых они хотели. Им не удалось создать позитивный нарратив для новой России. Казалось, что реформа основана на идее, что России нужно учиться у Запада как можно большему. Со временем разочарование в этом идеализированном взгляде на Запад росло, а общественное мнение становилось все более националистическим .
К концу 1990-х национализм был одновременно угрозой и возможностью. Как и в эпоху известного образца для подражания Путина , царя Александра III в конце 19 века, политика национализма, казалось, заключалась в том, чтобы дать государству идеологию, в то время как централизация сдерживала бы ее выход из-под контроля. Новые конституционные изменения, которые ввел Путин, продолжают этот двойной путь большей концентрации власти и упора на национальную идентичность и суверенитет - и оба они берут свое начало в начале 1990-х годов.