Работала я тогда руководителем детской музыкальной студии "Камертон" в беловском Дворце творчества детей и молодежи. До сих пор вспоминаю эти десять лет как светлые и творческие.
Мы с ребятишками и педагогами даже организовали "ДЕТСКУЮ ФИЛАРМОНИЮ". Каждый месяц мы готовили новые музыкальные программы, пели, играли на фортепиано, и сами дети и в ансамбле с педагогом.
Но однажды в рамках аттестации мне пришлось дать и открытое занятие.
Был у нас один смурной или лучше сказать слишком серьезный мальчишка, который не был согласен с решением родителей отдать его в музыкальную студию. Тем не менее, он прилежно чеканил гаммы, учил пьесы, участвовал в концертах. А тут-то занятие по истории музыки... Урок хоть и был нестандартным, по сказкам в музыке, с кроссвордами, с музыкальными викторинами, с играми, костюмированием, с маленьким концертом, но в подготовке всех нестандартов Максим участвовать не захотел и сказал, что приготовит сообщение про Баха и... отстаньте!
Перед уроком я спросила Максима, готово ли сообщение, или мне самой сказать пару слов о Бахе?
Этот момент должен был случиться в финале занятия, как задел на интерес к следующему. Максим показал три альбомных листа, исписанных мальчишеским почерком, списывал, видать, с книжки в библиотеке, потому что в 2000 году почти еще не было интернета, да и компы были не у каждого дома.
Пробежав по реферату глазами, я шутя пожала руку его автору: "Молодец! Справился! Дам тебе слово! "
Пробил час, и в класс зашла комиссия. Руководство Дворца одобрительно кивало всем формам урока, даже аплодировали, и вот финал...
Максим читал с выражением, серьезно! Без каких либо улыбок, но!... Он все время неправильно делал ударение в слове "орган"...я не знаю почему. Мы действительно, не изучали еще Баха, а органную музыку должны были как раз послушать, изучая его творчество .
Мне казалось, что слово "орган" в значении музыкального инструмента известно всем по умолчанию, даже моим ребятам- ученикам начальных классов...оказалось, вовсе нет! Во всяком случае Максиму точно не приходилось слышать его до этого дня.
Причем он с выражением читал свой рукописный труд, абсолютно не замечая, что смысл деятельности великого Баха меняется полностью. Превращая музыкальный инструмент в немузыкальный.
Первым спотыканием предложение "Бах так часто и долго занимался на своем органе, дело даже порой доходило до онемения рук. "
Я среагировала моментально, поправила мальчика: "оргАн!". Но Максим пропустил это мимо ушей как непонятное для него уточнение...
Максим читал быстро и четко, как заправский диктор в теленовостях. Я находилась в стыде и ступоре. Ведь ВСЕ формулировки про оргАн становились формулировками про Орган. ЭТОГО не ожидал никто. Ничто, как говорится, беды не предвещало.
Мои знаки глазами и руками прекратить читать он не видел абсолютно.
На мою громкую реплику: " Максим, достаточно!" мальчик не отрывая глаз от текста машинально и скучно ответил "Я заканчиваю" и читал дальше без тени смущения.
Мне казалось, что слово "орган" почему - то у него очень часто. Катастрофически часто! Хотя может быть, оно и встречалось всего раз 10 за все три листа. Все неслось дальше....
Комиссия просто уже валялась на своих местах, смеясь до слез, опустив глаза, закрывая лицо руками в ожидании новой оригинальной формулировки про этот орган Баха. Дети тоже хихикали.
Один Максим был невозмутимым и прилежно "добивал" публику монотонно и значимо. Наверное, я знаю только одного второго такого же, кто так читал свои юморески - это Семён Альтов.
На фразе Максима: "А вечерами молодой Бах слезал с чердака своей лачуги и спешил в костел, где вдалеке от посторонних глаз снова и снова с упоением занимался на своем Органе" даже наша глубоко уважаемая завуч в возрасте уже почти зарыдала сквозь смех: "Я больше не могу!"
Задачу Максим выполнил... Задел на следующий урок и интерес детей к следующей теме "ТВОРЧЕСТВО БАХА И ЕГО ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ" был несомненным!
А я в ужасе ждала решение комиссии о моей аттестации...
А история МИНОРНЫЙ ЛЯ МАЖОР уже из моего музыкального детства
#оля не врёт