Путешествуя по Армении, мы обычно просто шли к выезду из города и ждали, что нас подберёт: маршрутка - хорошо, попутка - тоже неплохо, и в 9/10 случаев срабатывал второй вариант. На выезде из Севана нас подобрал неспешный лязгающий ЗиЛок с разговорчивым добродушным водителем, ехавший с другого конца страны на элеватор в уездном Гаваре:
Севан часто сравнивают с Иссык-Кулем, но на самом деле общего у двух озёр лишь солидное место на карте своей страны. Иссык-Куль лежит пониже (1609 против 1896м), зато впятеро больше (6236 км² против 1240 км²), вдесятеро глубже (700 метров против 80) и куда более дик, да и Тянь-Шань по его берегам куда как выше Малого Кавказа (4,5 километра против 2,5). Есть, впрочем, и свои параллели - в солоноватую иссык-кульскую воду тоже некогда глядел армянский монастырь на Шёлковом пути, а "этому берегу" с трассой и курортами противолежит "тот берег", таинственный и глухой.
"Тот берег" Севана - это узкая полоса вдоль границы с Азербайджаном, и Севанский хребет, с обратной стороны Шахдагский, служит армянам крепостной стеной. Вот только горы были для чабанов куда меньшей преградой, чем вода, а потому вплоть до Карабахского конфликта на том берегу преобладали азербайджанцы. Теперь же это глушь, где, в отличие от "того берега" Иссык-Куля, даже особых достопримечательностей нет, но как и на Иссык-Куле, работает золотой рудник - в Киргизии это Кумтор, а в Армении - Сотк... В целом же Севан с его пресной водой, болотистыми берегами, покатыми склонами и вереницами турбаз больше напоминает другое среднеазиатское "море" - ташкентский Чарвак с Бричмуллой и Чимганом.
На кадре выше справа виднеется Шоржа - "столица" заозёрья, куда летом даже ходит электричка с платформы Алмаст в Ереване. Вернее, с 2017 года посёлок называется Шогакат (Бриллиантовый), но это вряд ли кто-нибудь заметил - название станции осталось прежним. Шоржа стоит у полуострова, или скорее вынесенной в озеро горы Артаниш (2461м), вместе с Норатусом образующем 5-километровый пролив между узким (12км) и глубоким (до 80м) Малым Севаном и круглым мелководным Большим. С трассы видно, как впереди расступаются горы - на "нашем" берегу Гегамский хребет, а вдали, над оконечностью озера - Варденисский:
Вдоль убогой дороги - турбазы да курорты. В1940-60-х советские госпланщики чуть не спустили Севан на Айраратскую равнину, но в итоге спасли озеро тоннелями из рек выше по горам. Курорт же здесь развивался, наоборот, в период обмеления, и подъём озёрной воды многие санатории вывел из строя. Более лёгкие и мобильные турбазы, однако, никуда не делись, и если в сентябре сюда из Еревана едут за прохладой, то летом в севанской воде даже теплолюбивым армянам не холодно купаться. Названия многих мест отдыха будоражат воображение - так, мимо нас проплыл дублированный по-русски указатель Пляжа Трёх Русалок, где даже, между прочим, своя Русалочка сидит:
И конечно, берега воспетого в армянских легендах озера изобилуют памятниками. Над ереванской трассой раскинул крылья гигантский металлический Орёл (1978), а у дороги на Ванадзор держит пламя красавица Тамара, более известная как Ахтамар - грустную легенду о ней сюда привезли с Вана, но если Ван теперь у турок, это же не повод её забыть? Над гаварской дорогой же монумент самый внушительный и самый малоизвестный - я так и не смог разобраться, когда он был поставлен и кто увековечен в нём:
Но судя по кресту в руках у мальчика, этот мужчина скорее Ван оборонял от турок, чем штурмовал Берлин:
Поскольку мы в Армении, попадаются у дороги и древности - например, церковь бывшего монастыря Айриванк (1211) в одноимённом селе:
Норатусский мыс впереди - плоский и пологий. Целый лес антенн и вышек на нём - не военный объект, а радио. Правда, не совсем армянское: то радио, которому советский слушатель любил странные вопросы задавать, находится в Ереване, а отсюда транслировалось на Ближний Восток советское видение мира.