24 августа 1981 года в районе города Завитинск Амурской области произошла авиакатастрофа - пассажирский самолет Ан-24 на высоте более 5000 метров столкнулся с бомбардировщиком Ту-16К. Только один человек выжил в катастрофе: 20-летняя россиянка Лариса Савицкая. Совпадение? Счастье? А может… чудо? Как ей удалось обмануть судьбу?
Когда в этот августовский день 1981 года студентка педагогического факультета Лариса и ее новобрачный муж, 19-летний Владимир (Володя), будущий врач сели в самолет в аэропорту Амур в Комсомольске, ничто не предвещало трагедии. Пара возвращалась домой из медового месяца, в Благовещенск. Ранее молодые люди навещали родственников Ларисы во Владивостоке и семью Володи в Комсомольске.
На борту Ан-24 находились 32 человека: 5 членов экипажа и 27 пассажиров (26 взрослых и 1 ребенок). Как вспоминала спустя годы Савицкая, бортпроводник попросила ее и ее мужа сесть впереди, но Лариса - по непонятным ей причинам - села сзади . Володя пошел за ней. Девушка очень устала, так как их рейс задержали на 4 часа из-за плохих погодных условий, поэтому она быстро заснула. Ан-24 вылетел в 13:56 по местному времени.
Накопление ошибок
Несколькими часами ранее, в 8:00 утра, диспетчеры приступили к следующему дежурству на вышке управления воздушным движением в Арчаре. Примерно через десяток минут им сообщили, что в этот день в 9:00, 14:00 и 19:00 военные самолеты будут в их зоне на высоте 4200–4500 метров.
В 14:57 экипаж Ан-24 получил разрешение с вышки в Арчаре на полет Москва - Хабаровск на высоте 5400 метров. Инспекторы проигнорировали тот факт, что пассажирский самолет отклонился примерно на 125 километров. Между тем, в 15.01 с этой же башней связались экипажи двух боевых машин Ту-16К (одна с позывным 07034, другая - 07514), летевших на заданной высоте. Капитаны попросили разрешения увеличить высоту до 7800-8100 метров. И они их получили.
Проблема в том, что речь шла о пересечении трассы Москва-Хабаровск. Однако башня, видимо, «забыла», что Ан-24 должен был одновременно находиться в том же воздушном пространстве. Результат этого пренебрежения был трагичным. Один из Ту-16К (позывной 07514) столкнулся в воздухе с пассажирским самолетом.
Ад на борту
Лариса Савицкая проснулась от удара бомбардировщика по «Аннушке» (так ласково звали Ан). Позже она вспоминала:
В салоне кричали, некоторые пассажиры просто выли. Я посмотрел на Володю. Его лицо было залито кровью, поэтому я поняла, что он мертв .
Когда самолет начал снижаться, Лариса упала со своего места в проход. Она на мгновение потеряла сознание. Проснувшись, она вспомнила сцену из итальянского фильма, в которой героиня выжила в авиакатастрофе, цепляясь за сиденье самолета. Женщина подползла к креслу у окна и схватилась за подлокотники.
Каким бы невероятным это ни казалось, этот кинематографический «фокус» спас ей жизнь. По словам Рудольфа Теймуразова, эксперта Межгосударственного авиационного комитета, расследовавшего около 150 катастроф:
В этом случае задняя часть салона действовала как парашют, удерживая Савицку от падения, как камня . Девушка спаслась еще и благодаря тому, что ее прижали к креслу и прижали к подлокотникам.
Кроме того, обломок упал на березу, что, по словам Теймуразова, «смягчило жесткую посадку». После столкновения с землей Савицкая, как она вспоминала, «почувствовала боль в каждой клеточке своего тела» и потеряла сознание. Но она была жива.
Чудо в тайге
Наконец она проснулась - было уже больше 20 часов. Ларису определил подарок от мужа - позолоченные часы, которые, как и она, чудом уцелели в катастрофе. Она крикнула: «Здесь есть живые люди?» Ей ответила тишина. Перед сиденьем было окровавленное тело Володи.
Начался дождь; в тайге в августе температура около 8-10 градусов тепла. Девушка мерзла, потому что на ней было только трикотажное платье и плащ. У нее ужасно болели спина и грудь (тогда Лариса еще не знала, что позвоночник сломан в пяти местах). Она попыталась разглядеть ближайшее окружение. Она нашла лужу, выпила из нее и вернулась на стул. «Я не могла заснуть», - вспоминала она много лет спустя. - «Я почувствовала внутри пустоту и мечтала о смерти».
На следующий день дождь все еще шел. Савика съежился в кресле. Наконец, 26 августа она заметила самолеты и вертолеты, обыскивающие местность. Чтобы привлечь внимание пилотов, девушка помахала им красной тряпкой. Однако за этим никто не пришел - никто не подумал, что кто-то мог выжить в катастрофе. Кроме того, в то время в тайге работало несколько групп геологов, поэтому летчики подумали, что им подает сигнал кто-то из ученых.
Лариса почти потеряла всякую надежду на спасение. Однако через несколько часов ее наконец нашли солдаты, которые прочесывали тайгу, собирая разбросанные на многие километры останки жертв. Когда военные увидели девушку, они потеряли дар речи. Как она узнала через некоторое время, у нее была готова могила - могилы были вырыты по списку пассажиров Ан-24.
Когда Савицка поняла, что пришла помощь, ее ноги отказались подчиняться. Адреналин, делавший возможным выживание, перестал работать. Женщину доставили в районную больницу Завитина. Там врачи пропустили переломы позвоночника. Они остановились на других травмах: кроме того, у Ларисы было сильное сотрясение мозга и травмы челюсти.
Спустя годы из-за врачебной ошибки Савицка страдала частичным параличом нижних и верхних конечностей. Тем не менее, у нее не было инвалидности, что давало бы ей право на бесплатное лечение.
Последствия аварии
Поскольку в этом трагическом событии участвовали военные самолеты, информация о авиакатастрофе не разглашалась. А поскольку официально столкновение не произошло, Ларису считали ... свидетелем трагедии, а не ее жертвой. Ей была выплачена компенсация в размере 75 рублей.
Однако на этом нелепости не закончились. Сообщения об аварии попали в западные СМИ. Чтобы заглушить слухи и скрыть все, о Савицкой написала спортивная газета «Советский спорт». Предметом статьи был якобы полет женщины на самодельном параплане.
Правду о катастрофе рассекретили только в постсоветское время. В настоящее время режиссер Дмитрий Суворов снимает художественный фильм о чудесном спасении Ларисы Савицкой под названием «Одна».