Участие в воспитании детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья их бабушек и дедушек, к сожалению, всё чаще оказывается вредным, при этом само по себе участие может быть очень удобным для родителей. Однако ни бабушки/дедушки, ни сами родители не догадываются о том, что создают для ребенка НЕздоровую среду для развития (физического, умственного, психологического, социального). Достаточно часто можно наблюдать, как бабушки и дедушки жалеют своих внуков с ограниченными возможностями здоровья: балуют их, делают за них то, что дети сами могут сделать, играют в игры не соответствующие возрасту.
Отсутствие единого стиля воспитания вскоре даст о себе знать – ребенок станет непослушным, в детском саду будут замечания от воспитателей и т.п. Это серьезная травма для самого ребенка. Поэтому если бабушки и дедушки не идут на конструктивное взаимодействие, то можно попробовать применить к ним «карательные меры», как ограничение общения с особым внуком. Но ни в коем случае нельзя ограничивать общение со всем.
На самом деле в этой ситуации тяжелее всего ребенку, т.к. ему приходится каждый раз перестраиваться под новую среду, под новый стиль взаимодействия со взрослым. И когда из более комфортной для себя среды ребенок попадает туда, где ему не так уж интересно, то ответная реакция будет крайне не желательной для взрослого особенно для родителей, а это может быть лень, апатия, агрессия и т.д. Конечно, ребенок будет капризничать, если бабушка кормила с ложки во время обеда, а мама дома заставляет обедать самостоятельно. Ребенок со временем вырабатывает сценарии поведения с каждым взрослым, с которым он общается: родители, братья/сестры, бабушки/дедушки, воспитатель/учитель, врачи. Когда ребенок оказывается одновременно в одном помещении со взрослыми, с которыми он реализует достаточно различные сценарии поведения это становится для него болезненным испытанием – он не может сориентироваться как себя вести и его поведение становится для взрослых «невыносимым», в это время ребенок просто не знает к кому подстроиться.
Старайтесь найти единый стиль в воспитании ребенка и внука. Приглашайте на родительские собрания бабушек/дедушек! Привлекайте воспитателей и других педагогов, для рекомендаций по взаимодействию с ребенком. Порой авторитетное мнение специалиста помогает бабушкам/дедушкам изменить отношение и участие в воспитании внука в конструктивную сторону. Не бойтесь обратиться к детскому психологу (лучше найти по рекомендации).
Очень важно как можно раньше сформировать здоровое отношение к ребенку со стороны близких, чтобы любой контакт приносил ребенку не только радость, но и развитие. Поймите, что от ваших действий сейчас зависит то, каким станет ребенок, как он будет взаимодействовать с окружающим миром и как мир будет ему отвечать.