Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Как возникла церковная иерархия

«Расскажите, как возникла церковная иерархия? Ведь у первых христиан была община, и все были равны?»
Церковь — это живой Богочеловеческий организм. У каждого организма есть периоды: рождения, младенчества и младенческой чистоты, детства, становления и укрепления. У Церкви это тоже было. Она сначала — младенец. Родилась совершенно невинной, очень чистой.
В «Деяниях святых апостолов» видно, что
«Расскажите, как возникла церковная иерархия? Ведь у первых христиан была община, и все были равны?»

Церковь — это живой Богочеловеческий организм. У каждого организма есть периоды: рождения, младенчества и младенческой чистоты, детства, становления и укрепления. У Церкви это тоже было. Она сначала — младенец. Родилась совершенно невинной, очень чистой.

В «Деяниях святых апостолов» видно, что меняется в Церкви со временем. Например, в Церкви, когда она только появилась, никакой иерархии не было. Не было епископов, пресвитеров. Были просто люди, миряне, все были братья и сестры во Христе. Апостолы тоже не епископы, они — ученики Христовы, а все остальные были учениками учеников. Всё было просто. Такая ситуация была какое-то время: может быть, год, может быть, несколько лет.

У первых христиан было общее имущество. Никто ничего не почитал своим, продавали свои имения, приносили к ногам апостолов, потом это всё раздавалось, распределялось, все этим пользовались. Был такой период в жизни Церкви, но он продлился незначительное время.

В той же Книге Деяний описывается, когда некоторые отдали всё свое имение, а Анания и Сапфира утаили нечто для себя и только часть принесли и отдали. То есть уже началось лицемерие, сначала незначительное. А потом (есть такое свидетельство в Деяниях) начались нестроения в Церкви из-за того, что некоторые вдовицы при раздаче имущества были презираемы, их обижали. То есть показано, что в Церкви уже начался нездоровый порядок. Период младенчества прошел, начались проблемы.

Когда начался такой непорядок внутри Церкви, Апостолы рассудили поставить дьяконов (людей духовно просвещенных, исполненных Духа Святого), которые следили бы за порядком, несли особое социальное служение. Так начала зарождаться церковная иерархия, чтобы был порядок. Потом ставятся уже и пресвитеры, то есть священники и епископы, — у них особого рода служение. Это всё развивается в первые века.

Первые три–четыре века — это становление Церкви, ее взросление. В первый век люди жили скорым ожиданием Христа. Они думали, что Христос вознесся и сейчас обратно придет. Даже апостол Павел в своем послании пишет: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13–14). Апостол Павел не исключал, что он доживет до того, что Христос придет, и мертвые воскреснут, а живые преобразятся. Ожидание скорого пришествия Христа было буквально истерическим, в отдельные промежутки времени доходило до крайностей.

А потом возникли определенные условия, исторические трудности: появился лжемессия — Баркохта (в 132 году от Р.Х. было его восстание). Римляне сравняли с землей Иерусалим, уничтожили, рядом построили другой город — Элия Капитолина. Вот тогда, примерно с первой трети второго века, Церковь начинает осознавать, что Христос нескоро придет, нужно как-то выстраивать свою жизнь. Начинаются попытки наладить взаимоотношения с римской властью.

Развивался и церковный организм. Сначала Анания и Сапфира утаили добро, слукавили. Это было их имущество, никто не вынуждал их его продавать. Сказали бы, что это мы отдаем на общину, а вот это остается у нас. Все же властны своим имуществом распоряжаться! Так нет, они сделали вид, что всё отдали, а сами что-то придержали. Вот за что их кара настигла — за лицемерие. Это была первая ласточка.

Потом были избраны семь первых дьяконов, которые были исполнены Духа Святого. Шесть из них прославлены в лике святых. А седьмой (дьякон Николай, он в «Откровении» Иоанна Богослова поминается недобрым словом) не устоял в истине, а подался в сектанты. Была такая первая христианская секта, о которой мы ничего не знаем (что было за учение, в чем оно заключалось). Факт остается фактом: был изначально исполнен Духом Святым, был избран апостолами и поставлен дьяконом, но не устоял.

Церковь, как обычная власть, подвержена иерархии, без этого никак. Если сейчас убрать иерархию, представляете какой бардак начнется? В Книге Деяний святых апостолов совершенно четко можно увидеть соблазн остаться маленькой сектой. Есть 12 апостолов, у них какое-то количество учеников — тогда можно надеяться, что это малое стадо будет очень духовно развито. Там не будет абсолютно никаких пороков, потому что можно будет подходить с очень высокими нравственными мерками. Да, такой период был и длился какое-то время.

В первые три века христианства периодически возникали ужасные гонения. Они не были постоянными, шли волнами. Кто-то принимал мучения и смерть за Христа, а кто-то отрекался. Тех, которые отрекались, было много, много отпадших приносили жертву идолам, что-то еще подобное делали. Потом, когда гонения заканчивались, они возвращались, просили принять назад. Тогда был соблазн: принимать их или нет?

Шла внутрицерковная борьба между разными мнениями и взглядами: кто-то считал, что Церковь должна открыть свои объятия всему миру, а кто-то говорил, что она должна остаться малым стадом. Тертулиан категорически был против: если кто отрекся, то — всё, нет спасения! Христианство должно быть идеально чистым малым стадом. Соль земли пусть малой и будет.

Но все не смогут быть самыми–самыми. И Церковь в лице своих лучших представителей проявила свою подлинную природу — она не побоялась принять в себя всю Римскую империю, раскрыла объятия для всей вселенной и понесла вселенскую ответственность. Все формы религиозности, которые существуют, даже самые извращенные, в своих истоках восходят к святому, чистому, Божественному, потому что дьявол — узурпатор, захватчик, у него нет возможности творить. Поэтому всё искаженное и извращенное дьяволом нужно переработать, придать этому подлинный христианский смысл, раскрыть истинную красоту и вернуть Богу в чистоте.

Фото Peter H с сайта Pixabay 
Фото Peter H с сайта Pixabay