Найти в Дзене
Рассказано Жизнью

Смерть На Взлете. 1982. Впечатление от шпионского фильма тогда и сейчас

Оглавление

Советская лента на шпионскую тему. Смотрел в 80-е, и вот пересмотрел недавно в компании с приятелем.

Сюжет коротко

Молодой перспективный физик Крымов знакомится с красивой женщиной по имени Нора, в которую влюбляется с первого взгляда. И ищет встреч. Нора отвечает взаимностью. Завязываются красивые романтические отношения.

В конце концов Нора оказывается агентом зарубежной разведки, подосланной, чтобы не просто умыкнуть секретные документы, но и завербовать самого Крымова. Ведь Крымов работает над оборонным проектом.

Умело сфабрикован компромат, физик прижат к стене. Казалось бы, отказаться от сотрудничества с зарубежной разведкой не может. Тем не менее, Крымов возмущен, отвергает заверения Норы в любви и заботе об их совместном будущем, импульсивно бежит с места переговоров и погибает.

Впечатление от фильма в целом

В молодости
Фильм показался не динамичным, даже скучноватым. Мало погонь, остроты, борьбы и победы положительного героя. От шпионского фильма ждешь именно этого. Вот и забылся.

Сейчас
Добротный сценарий, события последовательны, характеры главных героев органичны. Посмотрел с любопытством.
Тем не менее, некоторые моменты были восприняты совсем иначе, чем в молодости. О них далее.

- У Крымова была отдельная квартира

В молодости
Получить отдельную квартиру одинокому мужчине было нереально. Если только в результате стечения обстоятельств - перепрописка к бабушке, и ее смерть, и т.д. Иначе - долгие годы жить с родителями, либо в общежитии. В советское время это обстоятельство я посчитал изрядным приукрашиванием действительности.
Однако, спустя несколько лет, когда я уже сам работал в советском "почтовом ящике", был лично знаком с такими персонажами. Молодые и талантливые, они были иногородними, без жилплощади в столице. Квартиры им предоставили ведомственные. Которые изъяли бы в случае увольнения.
Видимо, этим и объяснялось, к примеру, никакого упоминания о родителях совсем молодого Крымова. Они могли жить в другом городе.

Сейчас
Если б не помнил советские реалии, даже не задумался бы. Естественно, что взрослый состоявшийся мужчина живет отдельно.

- Как одета Нора

В молодости
Глаз резанула роскошь ее нарядов. Вязаная шапочка - ладно. А вот пальто с богатой меховой отделкой. Такие в магазинах не висели. Сшить на заказ - далеко не каждому по карману, да и меха еще достать надо. Ладно сидящий свитер, хорошего качества. Впечатление вожделенного импортного предмета. То же - о сапогах. И сумка. Тогда эта сумка выглядела ну очень "не нашей".
Да и другие ее наряды, в каких она появлялась в кадре - из небесных лабазов.
Отдельное слово о ее ювелирке. Роскошные перстни, с огромными камнями - на каждый день. Это не те предметы, что продавались в ювелирных магазинах или украшали пальцы продавщиц колбасного отдела.
Тогда мы все знали, что можно купить в магазине, а что надо "доставать" и за это переплачивать сверху. А что и не достанешь даже за деньги, если не относишься к совсем другим кругам. Вот так и выглядела Нора в то советское время. Каждую отдельную вещь можно было и "достать", но в сумме - у нее был явный доступ к совсем другим ресурсам.
Сама Нора назвалась аспиранткой, а это низкая зарплата. Но по ее экипировке было очевидно, что за нею стоит некто могущественный - муж или папа, или еще кто. Могущественный настолько, что незримо присутствует рядом с нею.
На мой взгляд, именно внешний вид Норы должен было насторожить Крымова.

Сейчас
Не заметил ничего роскошного. Те же самые предметы показались очень уместными на красивой женщине. Кроме, разве что перстней.
Даже наоборот, понятно - талантливый ученый влюбляется не просто в красивую женщину, а в утонченную, умеющую эффектно одеваться.

- Впустить незнакомого человека к себе в дом

В молодости
В советское время - вопроса не возникло. Советский человек не мог быть опасным.
Нора назвала себя аспиранткой, этнографом, то есть так же, как и Крымов, работала в науке, хоть и в другой области. Вела она себя легко, не навязывалась. Влюбленный Крымов сам искал встреч.
К тому же, как уже было сказано, отдельная жилплощадь у свободных от брачных уз людей встречалась не так часто. Крымов ею располагал и мог свободно пригласить понравившуюся женщину, не заглядывая в ее паспорт.
Напрягать мог разве что криминальный подтекст в человеке, а в Норе его не было.

Сейчас
Можно, конечно, и сейчас пригласить незнакомую девушку к себе домой. Однако, если знакомство продолжается дольше пары встреч, очень логично знать о ней больше. Кто она и с кем живет, чем занимается, где училась. Сейчас почему-то ожидаются сюрпризы, и скорее неприятные.

- Крымов принес секретные доки домой "поработать"

Сейчас
Приятель, с которым смотрел, обратил на это внимание. Заявил, что в оборонном НИИ такое возможным не было.
Однако, на том предприятии, где в 80е работал я, так делали, когда надо было срочно что-то доделать. Более того, некоторым разрешалось работать "на удаленке", у кого дома были условия, а жили далеко. Конечно, нужно было расписаться в специальном журнале - что выносишь и о неразглашении.

- Создание компромата на Крымова иностранной разведкой

В молодости
Совершенно не запомнил. Эта деталь показалась неважной. Ожидалось больше динамики, мужества и героизма, а их не было.

Сейчас
Удивился вполне логичной цепочке.
Нора просит у Крымова помощи в продаже дорогого кулона. Советский ученый Крымов далек от вопросов "купи-продай". У него одна идея - пойти в легальную скупку. Нора, типа тоже без других идей, соглашается.
Скупщик оценивает кулон в 3000 руб, деньги немалые, но рекомендует пойти в другую скупку, где такой кулон возьмут на реализацию. Куда Крымов с Норой как бы и намерены отправиться.
Тут возле магазина частный "случайный коллекционер" предлагает купить прямо сейчас. Нора соглашается. Сделка состоялась. "Коллекционер" передает конверт с деньгами Крымову, который тот, где-то даже брезгливо, сразу передает Норе.
С интуицией у Крымова порядок. Он почувствовал, что происходит что-то не то. Необъяснимое, но не то. Просит Нору больше не втягивать его в подобные сделки.
Нора оправдывается. Она хотела отдать эти деньги Крымову, ведь он при ней говорил своим друзьям, что подошла очередь на машину, и нужно вносить последний взнос. Крымов - порядочный мужчина, отказывается взять деньги у женщины. Нора, с пониманием его щепетильности, предлагает написать расписку.

Вот эта композиция и стала компроматом, будто Крымов сам продал секретные доки: аудиозапись, где речь идет о продаже чего-то; фото с передачей конверта с деньгами; расписка о получении денег; фото доков, которые отсняла Нора дома у Крымова, напоив его снотворным.
Получилось вполне последовательно. Почти...
РАСПИСКА - вот где косяк! Ведь в расписке указывают не только сумму, но и срок возврата денег. А какая же это продажа, если вот она, расписка, где сказано, что деньги вернут обратно??

- Любовные сцены в советском фильме

В молодости
В 80-е мы уже смотрели иностранные кино на видеомагнитофонах. "Смерть на взлете" хоть и включал постельную сцену, но слишком целомудренную, чтоб вызвать интерес, по сравнению с иностранной эротикой.

Сейчас
А сейчас как раз любовная сцена показалась мне очень хорошо сыгранной. С чувством меры, очень деликатно. Ничего лишнего. Без акта соития. Влюбленные расслабляются уже после него.
И что приятно, хорошо играют именно влюбленность уже взрослых людей, ведь героям не 20 лет для буйного кипиша. Страсть только что отбушевала. Теперь время нежных, легких касаний любимого человека, который очень-очень приятен. Как сказал Станиславский - любовь это хотеть касаться.

-2

- Шаблонность второстепенных персонажей

Что в молодости, что сейчас - да, шаблонные. В основном, это сотрудники спецслужб с той и с другой стороны.
Советские - в простых костюмах, в аскетичных интерьерах.
Иностранные - выглядят подороже, в интерьерах побогаче и аристократичнее. Немного позабавила трубка у "их" босса. Шаблонно до смеха.
Характеров нет ни у тех, ни у других.

Сейчас оправдываю эту шаблонность тем, что в проработке и не было нужды. Просто обозначили советские/иностранные, и этого достаточно.

- Финал

Крымов - порядочный человек. Никакой патетической преданности советским идеалам. Для него, талантливого физика, были условия и в СССР: интересная работа, перспективы, друзья они же коллеги. Продаваться - не для него.
Крымов не принял предложения о сотрудничестве от иностранной разведки, а шантаж липовой продажей документов, и обман женщины, в которую он был искренне влюблен и доверял, возмутили до самой глубокой глубины души. Что он собирался сделать, авторы не прояснили. Рванулся прочь. Разбился на машине.

ВЫВОД

Вывод мой личный. На истину не претендую.
Перед авторами стояла конъюнктурная задача: показать, что "враг не дремлет", и нужно быть бдительным и осторожным всегда.

Однако, создатели фильма схитрили, сместили акценты и фильм получился о другом. Это история об уязвимости талантливого человека. Он погружен в дело свое жизни, наслаждается процессом и результатами, но часто наивен в делах практических. И на нем всегда кто-то хочет заработать. Порой обманом. Порой шантажом.

Шпионская тема в этом фильме - лишь фон.