Недавно все кино-паблики и тематические сайты облетела новость о том, что по роману Алексея Иванова "Пищеблок" скоро выйдет мини-сериал. Про эту работу пока подробностей нет, есть только тизер. Зато мы хорошо знаем книгу и тех людей, которые взялись за экранизацию книги. На основе этих знаний мы и попытаемся угадать - что нас ждет?
Про что история
У нас есть более подробная статья про книжку, тут мы по ней очень кратко пробежимся, но можете почитать и более развернутую версию.
Я постараюсь без спойлеров, хотя именно в этом случае лучше бы наоборот: при всем неоднозначном отношении критиков и читающей публики к творчеству Алексея Иванова я считаю его достаточно интересным автором. И "Пищеблок" довольно удачная книжка, которую, я надеюсь, вы прочтете перед тем, как посмотреть сериал.
Действие повести происходит в 1980 году в пионерском лагере на берегу Волги. Туда на летнюю практику приезжает студент педагогического института Игорь Корзухин. Что обычно происходит во время летней педпрактики с советским студентом? Портвейн происходит, любовь, пляж и какая-никакая работа с детьми.
Это у студентов так. У детей, отдыхающих в лагере, конечно, жизнь поинтереснее будет: отношения всякие, страшные истории и попытки встроиться в коллектив.
Собственно, в таких историях есть два важных момента - показать достоверно эпоху и постараться воссоздать летнюю каникулярную романтику, не впадая при это в сентиментальную истерику с единорогами.
Собственно, если вычесть из книжки Алексея Иванова вампиров, то что-то такое и получится: довольно достоверный роман о советской подростковой жизни. Немного ностальгии, много реальных деталей, детский фольклор и взрослые проблемы. Всё на месте. Зачем автору понадобились вампиры? Мне кажется, так продавать легче. Не купит сегодня читатель книгу, если там будет только про воспитание чувств. Надо какой-нибудь чертовщинки. Надо, чтобы временами холод по позвоночнику и страшные открытия.
Это тоже в книжке присутствует.
В целом - вполне средний для нашей эпохи роман: эксплуатация детских воспоминаний взрослой аудитории, эксплуатация детских страхов подростковой аудитории. В результате - коммерческий успех.
Венец коммерческого успеха любой книги - экранизация, а в наши дни не просто экранизация, а в виде сериала.
Давайте посмотрим, кто будет создавать сериал и вспомним, что эти люди снимали раньше, чтобы приблизительно представить себе, что они смогут предложить в новой работе.
Съемочная группа
Начнем с продюсеров. Все-таки это люди, которые нанимают режиссеров и объясняют им - что должно получиться в результате, чтобы этот результат можно было продать.
Продюсерскую группу возглавляет -- тут должен загореться транспарант "Аплодисменты"! -- Александр Цекало. Собственно, на этом можно было бы и завершить, потому, что все, что предлагал нам в последние годы этот деятель телеискусств было технически безупречно, но совершенно вторично. Я просто бегло напомню: "Мажор", "Гоголь", "Фарца". Единственное, что можно назвать удачным - "Последний министр", местами действительно смешной, но эту удачу Цекало тут же уравновесил невыносимо тупыми "Проект Анна Николаевна" и "ППЧМЗ".
В нелегком продюсерском труде Александру Цекало помогают Иван Самохвалов (те же сериалы, плюс "Метод") и Ольга Филипук (опять "Последний министр", "ППЧМЗ" и "Анна Николаевна", а до кучи - "Черновик").
Эти прекрасные люди, которым мы обязаны тоннами пафосного мусора наняли на работу сценариста "Дневного дозора" и "Черной молнии" Александра Талала и режиссера Святослава Подгаевского, среди работ которого я не нашел ни одной работы из тех, что на слуху, зато есть "Яга. Кошмар тёмного леса", "Русалка. Озеро мертвых", "Пиковая дама: Черный обряд" - ну вы поняли, мастер историй про то, как "в черном-черном городе, в черном-черном доме".
Собственно, актеров перечислят не имеет смысла - они играют то, что скажет им режиссер, а скажет он то, что смог уяснить из разговоров с продюссерами. Ну, просто ради уважения к актерам упомяну, что в списке исполнителей значатся
Сергей Шакуров, Роман Мадянов (что странно - в книге нет ни одного мерзавца-энкавэдэшника или чиновника-казнокрада) и мой любимец Тимофей Трибунцев.
В итоге
Что имеем в результате? Ну, что и всегда: я был бы рад сказать что-то вроде "подождем выхода сериала и посмотрим, удалось ли создателям бла-бла-бла", но ничего такого говорить не стану. Я долго живу и многое понял. В том числе понял то, что если люди смогли хотя бы раз заработать деньги какой-то деятельностью, они никогда от этой деятельности не откажутся иначе, чем в результате жесткого насилия над ними, например в форме тюремного наказания.
Александр Цекало и его подельники не раз и не два сумели заработать деньги путем перевирания отечественной истории и созданием вторичных, внутренне противоречивых историй. Они знают, что им не надо пытаться предлагать зрителю неожиданные твисты и сложные характеры. Достаточно навалить побольше проверенных десятилетиями клише, упаковать это дело в модный цветокор и ловкий монтаж, а народ схавает. Мы их приучили. Потому, что хавали. Раньше хавали в телевизоре, теперь нам это неоднократно переваренное блюдо предлагают на стриминговых сервисах.
Кстати, по книге "Пищеблок" мы проводили стрим в нашем сообществе в ВК, загляните туда, мы стараемся там писать о новостях фантастики. Ну и не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новости о сериале "Пищеблок".