Сложность и рефлексия: превращение мандал из сакральных узоров в арт-терапию
Хотя слово «Мандала» на санскрите просто означает «круг» или «дискообразный объект», значение гораздо более сложное. Традиционно мандалы олицетворяли сложность вселенной и служили руководством для рефлексивных практик, таких как медитация.
Мандалы присутствовали в тантрическом индуизме, тантрическом буддизме и джайнизме на протяжении сотен лет. Но может случиться так, что другие культуры создавали похожие образы даже дольше, используя другие имена и, возможно, добавляя некоторые вариации значения.
Джайнские космологические диаграммы и текст.
Традиционный дизайн мандалы
В дизайне мандалы всегда были некоторые вариации. Они были написаны на дереве, стенах, бумаге, камне и ткани. Мандалы увековечены в сакральной архитектуре, а также проявляют свою непостоянную природу в таких материалах, как масло. Однако есть ключевая особенность большинства традиционных дизайнов мандал - геометрия. Первоначально мандалы состояли из концентрических кругов внутри квадратов, квадратов внутри кругов, шестилучевых звезд или перевернутых пересеченных треугольников.
Дизайн мандала-янтры.
Традиционный способ создания мандалы - начать с центра и расширить дизайн наружу. Самая основная форма мандалы имеет четыре «Т-образных ворот» и включает желтый, красный, зеленый и синий цвета. В зависимости от того, насколько вы открыты с определением «мандала», вы даже можете увидеть этот тип рисунка в наскальных рисунках из Кимберли, Австралия, возраст которых 40 000 лет.
Больше, чем просто рисунки
Часто мы представляем замысловатые рисунки, когда думаем о слове мандала. Тантра-буддийская Калачакра, известная на английском языке как «Колесо времени», вероятно, является самым известным примером визуальной мандалы. Считается, что эта мандала представляет чистую природу всех вещей. Считается, что если вы медитируете на эту мандалу, вы сможете преобразовать нечистые восприятия и переживания и получить доступ к глубочайшей реальности.
Тханка Калачакры, написанная в монастыре Сера, Тибет.
Но еще один известный пример можно найти на одной из самых ранних крупномасштабных картин из Непала. Это тканевая мандала, изображающая разгневанного Чакрасамвары и его супругу Ваджраварахи. Пару окружают шесть богинь, каждая изображена на стилизованном лепестке лотоса, образующем ваджру. Эта характеристика предполагает дату 1100 года нашей эры. Восемь великих могильников Индии обрамляют центральное изображение - дань уважения тому факту, что люди часто медитируют на Чакрасамваре в этих местах.
Мандала Чакрасамвары.
Тибетские буддийские рисунки на песке - вторая по популярности форма создания мандалы. Прежде чем они смогут участвовать в изготовлении мандалы этого типа, монахам необходимо несколько лет обучения. Песочные мандалы сделаны путем нанесения цветного порошка на геометрический рисунок из белого мела. Часто четыре монаха работают над одной песочной мандалой - в каждом из четырех традиционных секторов.
Они не работают над дизайном одновременно, каждый монах идет по очереди после того, как другой выполнил свою задачу. Эта форма мандалы считается одновременно инструментом личного просветления и способом принести мир, мудрость и освобождение всем существам. Один из самых интригующих аспектов песчаной мандалы заключается в том, что ее ритуально уничтожают после нескольких дней или недель тяжелой работы над ее созданием. Этот акт призван символизировать буддийскую идею непостоянства.
Изобразительная форма мандалы, несомненно, является самым известным из ее воплощений, однако это не единственный способ изображения мандалы. Мандалы также были включены в архитектурные проекты. Например, храм Боробудур на Яве был построен как интерактивная мандала-янтра. Предполагается, что в поисках просветления человек должен ходить по этой структуре по определенному образцу.
Храм Боробудур состоит из девяти составных платформ, шести квадратных и трех круглых, и увенчан центральным куполом. 2672 рельефных панно и 504 статуи Будды украшают здание, чтобы вдохновлять и побуждать к размышлениям.
Храм Боробудур.
Глобальный дизайн?
Как упоминалось выше, мандалы могут не ограничиваться буддийским дизайном. Например, прекрасные изображения подобных мандале произведений искусства можно найти в сакральной геометрии, покрывающей потолки исламских мечетей, а также в христианских церквях под влиянием Ближнего Востока. Эти рисунки не только улучшают внешний вид религиозных объектов, но также могут вдохновлять на молитву.
В христианстве рисунки, похожие на мандалы, также встречаются в знаменитых «иллюминациях» монахини и эрудита до эпохи Возрождения Хильдегард фон Бинген. Считается, что эти изображения обеспечивают визуальное представление предполагаемых пророческих видений Хильдегард. Ее образ «огненного космического яйца», в частности, перекликается с элементами Книги Откровения и подчеркивает архетипические знания Хильдегард.
Изображение «огненного космического яйца» Хильдегард фон Бинген.
Священные изображения, очень похожие на мандалы, были отмечены в нескольких культурах и контекстах по всему миру. Например, целители навахо создают на песке узоры, похожие на мандалы. Считается, что, как и в ритуалах тибетских буддийских монахов, эти изображения обладают целебными свойствами.
Однако целители навахо часто сосредотачиваются на помощи одному человеку. Целитель выбирает конкретные рисунки в соответствии с ситуацией и предлагает пациенту поместить себя в центр рисунка. Взывают к полезным божествам, и считается, что они восстанавливают равновесие и здоровье. Эти «мандалы» иногда сравнивают с североамериканскими колесами медицины.
Дальнейшее расширение идеи о том, что такое мандала, может привести к включению ацтекских «мандал», которые использовались для измерения времени, кельтских рисунков, связанных с духовным ростом, и, возможно, круговых мотивов, которые можно увидеть по всему миру в древнем наскальном искусстве.
Один из величайших памятников в мире, но кто его построил? Странное происхождение Боробудура и затерянный мир Чама
Огненное космическое яйцо Хильдегард фон Бинген
Ацтекский календарь.
Преобразование традиционного искусства
Большинство ученых приписывают психологу Карлу Густаву Юнгу открытие западных глаз на восточную концепцию мандалы. Юнг рассматривал мандалы как средство лучшего доступа к Самости. Он считал, что видение мандалы во сне или ее неожиданное появление в художественном произведении человека показывает, что человек обретает самосознание. Считалось, что сакральная круглая форма - это способ, которым человек объединяет противоположные аспекты своей личности, подчеркивая психологический рост.
В наши дни мандалы часто встречаются в арт-терапии. Это потому, что считается, что эта форма искусства дает представление об изменениях в жизни человека и способствует расслаблению. Круговой рисунок считается успокаивающим, а рисование, раскрашивание или раскрашивание мандал тоже помогает людям выражать свои творческие способности.
Психологи могут анализировать последовательность рисунков мандалы, которые создаются в течение недель или месяцев, чтобы понять, как меняются особенности жизненного опыта, личности и эмоций человека. Это потому, что содержание мандалы со временем будет меняться. Рисование мандал также можно использовать как инструмент для медитации.
Современная интерпретация мандалы.
В наши дни в арт-терапии преобладают мандалы, но они старые и сложные по своему созданию и значению. Традиционно присутствующие в священных индуистских, буддийских и джайнских рисунках, они эволюционировали, чтобы включать практически любой геометрический узор, диаграмму или диаграмму - если изображение обеспечивает священное представление Вселенной или является визуальным инструментом для самоанализа.