Изначально по замыслу режиссера фильм должен был сниматься на Чукотке. Но, увы, как говорил герой книги !" стульев: Жизнь диктует нам...
Переместить всю съемочную группу, реквизит и декорации на Чукотку было очень затратно. Поэтому, как бы ни хотелось, но снимать надо было в европейской части, поближе к очагам цивилизации.
Поэтому съемки решили провести под Мурманском. Местом съемок стала тундра от Лиинахамари до полуострова Рыбачий. Но приключений и здесь хватило- если в населенный пункт можно было добраться на обычных машинах, то в глубь полуострова пробирались на армейских Уралах.
Съемки начались в конце мая. Если в Питере в это время уже чувствовалось лето, то под Мурманском на тот момент было начало весны. Снег, правда, сошел быстро. Солнце даже припекало временами, но снежный заряд мог накрыть в любую минуту.
Две недели продолжались съемки в тундре. А затем группа переместилась под Великий Новгород.
Там на базе местного аэродрома, где проходят тренировочные прыжки с парашютом снималась основная часть фильма.
Здесь, конечно, было легче- почти все время простояла теплая погода. Поэтому, приходилось делать лужи с помощью пожарных машин.
Кстати, в качестве декораций использовались постройки самого аэродрома. Художники только довели их внешний вид до соответствия тех лет.
Кстати, совместно с нашими актерами в съемках принимали участие и иностранцы.
Делалось это специально. Во- первых, всегда смотрится комично, когда актер пытается говорить на иностранном языке. А, во- вторых, когда иностранный актер не знает языка, на котором снимается фильм, он даже не играет, он живет.
Конечно же, без курьезов не обходится ни один съемочный процесс. Так было и на этот раз.
По предварительной договоренности с актером, Алексей Серебряков хлопнул проходящую мимо Светлану Строганову ниже спины. Актриса этого не ожидала, ей никто об этом не сказал. Такую бурю эмоций не ожидал увидеть даже Рогожин. Зато кадр получился великолепный.
Лето пролетело. Фильм практически снят. Осталось несколько эпизодов. Их уже снимали под Питером. В Мемориальном музее Дорога Жизни на Ладоге.
Там стоит в экспозиции транспортный самолет Ли-2, который нам был очень нужен. Конечно , он уже не летает, но мастерство оператора Андрея Жигалова заставило его взлететь.