Найти тему
Про фото

Правила фотосъёмки пейзажа, или Ускользающая красота в кадре

Болдино
Болдино

Когда я задумалась о съемке пейзажа, о том, почему именно человеку хочется запечатлеть быстротечную красоту окружающего мира, я поняла, что в этом и состоит наше стремление к прекрасному, к гармонии. И что глядя потом на умиротворенный пейзаж, который поразил нас когда-то, мы, быть можем, придём в то самое состояние успокоенного духа, что ощущали тогда. А это дорогого стоит!

Осенний блюз
Осенний блюз

1. Золотое сечение

Первое и незыблемое правило съемки пейзажа - это золотое сечение.

Суть которого очень проста. Нужно мысленно разлиновать кадр такой "сеткой":

Золотое сечение
Золотое сечение

Запомните: значимые объекты в кадре (дерево, дом, например) стоит располагать не в центре, а на точках пересечения линий (их всего 4), а линии горизонта (или границ линии прибоя в море, например) лучше расположить ПО линиям золотого сечения, то есть не по центру кадра, а по третям. Во многих современных фотокамерах и телефонах такая разметка уже нанесена, но не все о ней знают.

Деревянный храм расположен в точке золотого сечения, горизонт - по линии золотого сечения - нижней трети
Деревянный храм расположен в точке золотого сечения, горизонт - по линии золотого сечения - нижней трети

Заметим, что кадр, в котором главный объект в центре, возможен, но важно понимать, что восприниматься он будет как статичный, замерший, полный покоя и незыблемости пейзаж. Если это ваша цель - вперед!

Статичный кадр подходит для медитации)
Статичный кадр подходит для медитации)

Если же вы хотите подчеркнуть динамику, постоянное тихое движение природы, советую воспользоваться старым добрым золотым сечением. Лучшим навыком для привыкания к подобной композиции станет просмотр художественных альбомов и посещение музеев. Проверьте меня: возьмите альбом любого художника и посмотрите 10 пейзажей. Вы увидите, что все они исполнены с учётом правил золотого сечения.

2. Передний план

Найдите на переднем плане интересный объект (трава, цветок, ветвь или ствол дерева) и добавьте его в кадр. Тогда у зрителя сразу возникнет ощущение объема, пространства, "воздуха", как говорят фотографы.

Березы на переднем плане придают композиции глубину. Срабатывает эффект подглядывания. И эффект присутствия.
Березы на переднем плане придают композиции глубину. Срабатывает эффект подглядывания. И эффект присутствия.

3. Точка съемки

При съёмке природы мне нравится использовать нижнюю точку съемки, то есть просто присесть. Так пейзаж смотрится интересней. Хороши и верхние точки, когда в кадре много объектов, и все их можно разглядеть.

Верхняя точка съемки + передний план
Верхняя точка съемки + передний план

4. Ракурс

Мы привыкли смотреть прямо и по сторонам, но редко смотрим на небо и под ноги. А зря! Именно эти кадры выглядят свежо и выразительно. Просто попробуйте наклонить или поднять камеру. Результат удивит вас.

Чаще поднимайте голову и камеру вверх...
Чаще поднимайте голову и камеру вверх...

5. Время суток

"Профессиональный фотограф в полдень пейзажи не снимает". Это было первое правило, которое я усвоила, начиная учиться искусству фотографии. И вот почему.

Дело в том, что днём, когда солнце в зените (в 12 дня +- 4 часа в летнее время), деревья и строения почти или совсем не отбрасывают тени. Все залито солнцем, и такой кадр кажется плоским и неинтересным. Лучшими же часами для съемки "сочного" и красочного пейзажа станут раннее утро и предзакатная пора (2 часа от рассвета и 2 часа до заката солнца).

Закатный свет. Время съемки 18:30, 31 августа. Подмосковье
Закатный свет. Время съемки 18:30, 31 августа. Подмосковье

Важно заметить, что весной и осенью вместе с ходом солнца сдвигаются и "разрешенные" съемочные часы. А зимой можно снимать практически весь световой день, ибо тени длинные и густые. Фотографии, полученные при съемке в это время, точно станут для вас поводом делать это еще и еще раз, обещаю. Ибо ничто сравнится с дымкой раннего августовского утра где-нибудь в горах Алтая, когда силуэты вековых кедров на фоне просыпающего солнца очерчивает контуром туман, и все блестит от росы! А пик горы, который накрыло облако! И, конечно, где-то там, в розовой рассветной дымке утра бродит белая лошадь...

Стоит заметить, что то, что красиво само по себе, не всегда выигрышно смотрится в кадре, так что стоит поискать по-настоящему выигрышный вариант идеального кадра, перемещаясь по местности и заглядывая в видоискатель.

Вообще пейзажная фотография - эта тихая фотоохота за постоянным течением жизни. По мне, так это своего рода психотерапия, а к тому же отличная практика осознанности, ведь в моменты такого фотонаблюдения мы точно"здесь и сейчас".

Удачных вам кадров!
Удачных вам кадров!

Все фото сняты лично автором и охраняются авторским правом.

Раньше мы говорили о съёмке домашних животных и съёмке селфи. В следующий раз я расскажу секреты съемки детского портрета.

Если вам это интересно, ставьте "ЛАЙК" и подписывайтесь на канал, а я буду продолжать.