Когда я задумалась о съемке пейзажа, о том, почему именно человеку хочется запечатлеть быстротечную красоту окружающего мира, я поняла, что в этом и состоит наше стремление к прекрасному, к гармонии. И что глядя потом на умиротворенный пейзаж, который поразил нас когда-то, мы, быть можем, придём в то самое состояние успокоенного духа, что ощущали тогда. А это дорогого стоит!
1. Золотое сечение
Первое и незыблемое правило съемки пейзажа - это золотое сечение.
Суть которого очень проста. Нужно мысленно разлиновать кадр такой "сеткой":
Запомните: значимые объекты в кадре (дерево, дом, например) стоит располагать не в центре, а на точках пересечения линий (их всего 4), а линии горизонта (или границ линии прибоя в море, например) лучше расположить ПО линиям золотого сечения, то есть не по центру кадра, а по третям. Во многих современных фотокамерах и телефонах такая разметка уже нанесена, но не все о ней знают.
Заметим, что кадр, в котором главный объект в центре, возможен, но важно понимать, что восприниматься он будет как статичный, замерший, полный покоя и незыблемости пейзаж. Если это ваша цель - вперед!
Если же вы хотите подчеркнуть динамику, постоянное тихое движение природы, советую воспользоваться старым добрым золотым сечением. Лучшим навыком для привыкания к подобной композиции станет просмотр художественных альбомов и посещение музеев. Проверьте меня: возьмите альбом любого художника и посмотрите 10 пейзажей. Вы увидите, что все они исполнены с учётом правил золотого сечения.
2. Передний план
Найдите на переднем плане интересный объект (трава, цветок, ветвь или ствол дерева) и добавьте его в кадр. Тогда у зрителя сразу возникнет ощущение объема, пространства, "воздуха", как говорят фотографы.
3. Точка съемки
При съёмке природы мне нравится использовать нижнюю точку съемки, то есть просто присесть. Так пейзаж смотрится интересней. Хороши и верхние точки, когда в кадре много объектов, и все их можно разглядеть.
4. Ракурс
Мы привыкли смотреть прямо и по сторонам, но редко смотрим на небо и под ноги. А зря! Именно эти кадры выглядят свежо и выразительно. Просто попробуйте наклонить или поднять камеру. Результат удивит вас.
5. Время суток
"Профессиональный фотограф в полдень пейзажи не снимает". Это было первое правило, которое я усвоила, начиная учиться искусству фотографии. И вот почему.
Дело в том, что днём, когда солнце в зените (в 12 дня +- 4 часа в летнее время), деревья и строения почти или совсем не отбрасывают тени. Все залито солнцем, и такой кадр кажется плоским и неинтересным. Лучшими же часами для съемки "сочного" и красочного пейзажа станут раннее утро и предзакатная пора (2 часа от рассвета и 2 часа до заката солнца).
Важно заметить, что весной и осенью вместе с ходом солнца сдвигаются и "разрешенные" съемочные часы. А зимой можно снимать практически весь световой день, ибо тени длинные и густые. Фотографии, полученные при съемке в это время, точно станут для вас поводом делать это еще и еще раз, обещаю. Ибо ничто сравнится с дымкой раннего августовского утра где-нибудь в горах Алтая, когда силуэты вековых кедров на фоне просыпающего солнца очерчивает контуром туман, и все блестит от росы! А пик горы, который накрыло облако! И, конечно, где-то там, в розовой рассветной дымке утра бродит белая лошадь...
Стоит заметить, что то, что красиво само по себе, не всегда выигрышно смотрится в кадре, так что стоит поискать по-настоящему выигрышный вариант идеального кадра, перемещаясь по местности и заглядывая в видоискатель.
Вообще пейзажная фотография - эта тихая фотоохота за постоянным течением жизни. По мне, так это своего рода психотерапия, а к тому же отличная практика осознанности, ведь в моменты такого фотонаблюдения мы точно"здесь и сейчас".
Все фото сняты лично автором и охраняются авторским правом.
Раньше мы говорили о съёмке домашних животных и съёмке селфи. В следующий раз я расскажу секреты съемки детского портрета.
Если вам это интересно, ставьте "ЛАЙК" и подписывайтесь на канал, а я буду продолжать.