Сегодня мы с вами поговорим об участии США в Первой мировой войне. И хотя Америка вступила в войну лишь в 1917 году, американские солдаты оказали значительную помощь странам Антанты. Песню «82nd Аll the way» участники группы Sabaton посвятили 82-й воздушно-десантной дивизии и капралу Элвину Йорку, национальному герою США.
Во время Первой мировой войны 82-я воздушно-десантная дивизия была переформирована в пехотную и получила название «Всеамериканской», поскольку служили в ней служили представители всех штатов страны. В середине 1918 года дивизия была переброшена во Францию, где приняла участие в ряде военных операций. При наступлении в Аргонском лесу капрал Элвин Йорк совершил свой подвиг. 338-й полк, в котором числился Йорк, понес колоссальные потери: из всего полка в живых осталось только 8 человек. Из-за гибели старших офицеров Элвину Йорку пришлось взять командование на себя. Он атаковал действующее вражеское пулемётное гнездо, убил 25 немецких солдат, и еще 132 (в том числе 4 офицеров) взял в плен.
Яркая история Элвина Йорка не могла быть забыта. Многие годы Голливуд «охотился» за Элвином Йорком, мечтая снять фильм о величайшем герое современности. В силу своей врожденной скромности, он не уступал продюсерам. Лишь в 1940 году Йорк, которому были нужны деньги для финансирования школы, всё же дал согласие на съемки фильма, однако с рядом условий, главное из который – отсутствие фальшивого героизма.
В 1941 году фильм-биография «Сержант Йорк» режиссера Говарда Хоукса вышел на экраны и тут же стал лидером проката, собрав более 16 миллионов тогдашних долларов — даже сейчас, с учётом инфляции, это один из самых больших кассовых сборов в истории кино.
Несмотря на условие Элвина Йорка, война в этом фильме получилась грандиозной, помпезной. Как сказано в фильме, американцы – нация, сражающаяся за свободу. Поэтому в ходе сражения вы не увидите на лицах солдат ни тени беспокойства, страха и сомнения. Они сражаются ради того, чтобы прекратить это зло и сохранить как можно больше жизней. В отношении к войне мы видим американский подход к проблеме войны и мира и выходим на более обширную проблему: как американцы видят свою роль в данном конфликте и в мировой истории в целом.
Фильм оставил невероятно светлые чувства. Говард Хоукс затронул огромное количество серьезных проблем, настолько глубоких, что по каждой нужно снимать отдельный фильм. Однако режиссеру удалось их не просто соединить, но и подать в легкой, ненавязчивой и даже смешной форме, не утратив при этом серьезности. На протяжении фильма вы увидите, как Элвин Йорк из дебошира и пьяницы переродился в героя США. Вместе с ним вы порассуждаете о том, противоречат ли убийства Библии, ощутите магию любви, будете бороться с нищетой и познаете истинное счастье.
Специфика голливудского кино – долгая прелюдия к основному действию фильма. Полтора часа из двух вы наблюдаете широкомасштабную, я бы даже сказала эпическую панораму жизни американцев штата Теннеси 1910-х годов. Огромное количество мелких деталей помогают лучше понять сущность американского государства. Например, деление территории государства на штаты, в каждом из которых действуют свои законы (обратите внимание на пол в кабаке). Но самый яркий момент – изолированность США от того, что происходит за пределами их континента. Конечно, изоляция США – целенаправленная политика государства (доктрина Монро), однако эта политика нашла отражение и в умах простых жителей. В одной из сцен американцы решили почитать газету. Они открыли ее сразу на середине и стали знакомиться с содержанием. Зрителю сразу бросается в глаза огромный заголовок о немецком наступлении под Верденом – казалось бы, такая важная новость. Но нет, американцев интересуют лишь сводки местных выборов. Этот отрыв от внешнего мира прослеживается на протяжении всего фильма. Америка – другая Вселенная, которая развивается по своим законам и живет своей жизнью, что бы ни происходило вокруг.
И конечно же концовка. Триумф американской мечты. Это в Европе мы говорим о потерянном поколении, о тысячах сломленных судеб и великих потрясениях. США – это еще и Вселенная хэппи-эндов. Это особенность не столько манеры режиссера, сколько действительная философия американцев.
Возможно, «сержанта Йорка» можно назвать прародителем «Форреста Гампа». А что вы думаете по этому поводу?