Это продолжение истории об историческом и политическом значении Новоиерусалимского монастыря. Полный список заметок внизу статьи.
Значительным этапом идейно-духовного развития патриарха Никона было пребывание в сане архимандрита Ново-Спасского монастыря в Москве, где он познакомился и много беседовал с иерусалимским патриархом Паисием, который приезжал к царю и подарил Никону в 1649 году сувенир Святой земли - кипарисовую инкрустированную перламутром модель храма Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме палестинском.
Эта модель вплотную приблизила Никона к желанию построить нечто подобное в натуральную величину в России. И в том же 1649 году старец Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов отправился на Восток будто бы за древними книгами и рукописями для книжных и обрядовых исправлений в Русской церкви. Оттуда он привез свой знаменитый "Проскинитарий", где даны подробное описание храма Гроба Господня в Иерусалиме и обмеры этого храма, сделанные по просьбе уже успевшего стать патриархом Никона.
Но Никону все еще не хватает какого-то очень важного звена в цепи его размышлений. Наконец в 1653 году он получил от иерусалимского патриарха второй подарок - книгу "Скрижаль". Книга была прислана для сверки русских богослужебных книг с греческими оригиналами, и вот тут-то и открылось, что многое из того, что на Руси привыкли считать лишь священной традицией, преданной вместе с верой от древней Греческой церкви, наполнено глубочайшим духовным смыслом.
Например, открывалось, что алтарь есть образ небесного святилища, горнего неба или даже престола Троицы, и в то же время в нем знаменуются некоторые места земной жизни и подвига Спасителя. Так, престол (в современном понятии) означает Иерусалим, Голгофу и Гроб Христа, жертвенник обозначает Вифлеем и Елеон, служащий архиерей, а в его отсутствие священник в основном уподобляется Христу (почему и носит ризы, подобные одеяниям Христа в земной жизни и вместе с тем означающими его славу как Царя мира). Другими словами, алтарь знаменует собой горний мир, а остальной храм означает землю.
Дальше логика простая: если можно создавать образ святых в виде икон и образ горнего мина в виде алтаря, то и тот и другой тип образов можно копировать. Следовательно, чтобы создать на земле Русской икону "новой земли", Царства Небесного, нужно как бы "вынести" из алтаря, восполнить и расположить на местности образы святых мест исторической Святой земли Палестины. Так рождается логика замысла нового Иерусалима на Русской земле, который должен стать одновременно и образом исторической Палестины, и образом горнего мира.
Предыдущие заметки по истории Новоиерусалимского монастыря: "Москва - Третий Рим", "Русская земля как Земля Обетованная", "Преемственность символов власти", "Золотые Ворота и Поклонные горы", "Какой смысл заложен в городской планировке", "Город земной как отпечаток небесного", "Как рождалась идея Новоиерусалимского монастыря"
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском