Найти тему

Дислексия, Дисграфия, Дисорфография, Дискалькулия, Диспраксия и СДВГ

Оглавление
Что такое дислексия?
Что такое дислексия?

В этой статье хотелось бы поговорить с Вами о дислексии. О специфической неспособности к обучению, имеющее нейрологическое происхождение, при котором страдает чтение и письмо.

Этим расстройством болеют и болели многие и многие дети и взрослые. Эта болезнь имеет богатый компенсаторный механизм, и возможно, поэтому ее называют болезнью гениев! Ей болели такие великие ученые, как Энштейн и Эдисон, крупнейшие художники и писатели: Леонардо да Винчи, Ханс Кристиан Андерсен, Агата Кристи и Владимир Маяковский, крупнейшие творческие личности, бизнесмены и политики, такие, например, как Федор Бондарчук, Мэрлин Монро, Том Крус, Квентин Тарантино, Стивен Спилберг, Ге́нри Форд и многие другие. Подробнее мы обязательно напишем в следующих статьях.

Во взрослом, состоявшемся возрасте, наверное, приятно осознавать, что Вы болеете болезнью гениев, но в детстве столкнувшись со сложностями, в частности, со сложностью обретения новых знаний, ребенку бывает не до шуток.

В отечественном подходе есть разделение данных расстройств на отдельные области: дислексию, дисграфию, дисорфографию, дискалькулию, диспраксию и СДВГ.

В зарубежной психотерапии есть понимание всех этих нарушений, как нарушение единого происхождения и называется все это одним термином – дислексия. И такому подходу есть объяснение. Когда встречается то или иное нарушение, то чаще всего оно идет не в одиночку, а встречается в разных его проявлениях. Крайне редко встречается только что-то одно.

Люди с таким нарушением сталкиваются с трудностями в овладении письма, чтения, грамотности и математики. У них часто встречаются нарушения моторики, координации и сложность в удержании внимания, им даже зачастую сложно распознавать речь учителя или любого взрослого человека, в момент, как только, предполагается от ребенка концентрация внимания в восприятии того, что этот взрослый сейчас скажет.

Только представьте, если ребенок не может понять прочитанное да еще, как только он слышит материал, он также его слышит как речь со старой испорченной пластинки… Что делать?

Какой выход?
Какой выход?

Как это проявляется у детей

Хотя диагноз дислексия или любой другой из перечисленных ставится уже в более позднем возрасте, после 7 лет, как минимум, обычно можно заметить данные нарушения и в более раннем возрасте.

А к моменту поступления ребенка в школу, становится все более заметным и явным. У родителей может сложиться впечатление, что ребенок как будто бы не обучаем. Порой это выглядит как лень ребенка или его нежелание учиться. Порой родители начинают наказывать ребенка. Маму может начать раздражать то, что все дети уже читают, а ее ребенок не может выучить азбуку. Далее, уже вроде бы знает буквы, не может связать буквы в слоги.

Ребенку крайне сложно дается навык чтения

Мой сын, к примеру, читал так: «М А М А», - «что ты прочитал?», - «не знаю». И он искренне не понимает, что он сейчас прочитал.

Хотя такая особенность может быть у любых детей на этапе обучения, но дислексикам все процессы и этапы обучения чтению даются особенно сложно.

Затем, когда он начинает читать по слогам, он не может понять прочитанный текст. Не может прочитанный текст и пересказать.

При обучении писать, он может самым странным образом держать ручку. Держать ее под самым невообразимым углом или другими пальцами. Писать буквы может под странным наклоном и т.д.

При письме неверно ставит ударения.

Делает ошибки как дисграфические, так и орфографические. Дисграфические это – перестановка букв местами, написание букв в зеркальном отражении. Орфографические это – когда правила не усваиваются. Даже при списывании, ребенок может делать много ошибок. Сами они не могут читать свои записи.

При чтении может быть угадывающее чтение, ребенок может, как бы запоминать слова целиком, как некую картинку.

«Смотрю в книгу, вижу фигу» - это выражение, к сожалению, про дислексика. Даже во взрослом возрасте, человек может бегло читать и при этом, чтобы понять текст, нужно перечитать ее несколько раз. Дислексик видит в книге крючки вместо букв.

Обычный человек, видя слово, видит за ним смысл, а дислексик смысла не видит, он мыслит образами, картинками и сюжетами. При этом нет четкости и точности видимых крючков (букв или цифр). В более позднем возрасте счет денег имеет такую же особенность.

При этом родитель может видеть, что в обычной жизни это нормальный ребенок, но как только он собирается садиться за парту - чадо становится совсем другим.

Часто бывает так, что по остальным предметам вроде бы все хорошо, но именно русский, литература и чтение у ребенка страдают.

Дислексику тяжело понимать речь, особенно речь преподавателя (особенно взрослого и значимого человека).

Также особенностью дислексии является повышенная эмоциональность, нарушение координации, неуклюжесть. Хотя, в других областях такие люди могут достигнуть даже в физическом плане больших достижений, что хорошо доказывается большим числом «звездных» спортсменов - дислексиков. Например, дислексиками были Мохаммед Али, чемпион мира по боксу в супертяжелом весе, Даймонд Даллас Пейдж, чемпион мира по борьбе, Стив Редрейв, золотой призер Олимпийских игр по гребле, Дункан Гудхью, Олимпийский пловец, Боб Мэй, знаменитый игрок в гольф и многие другие.

Сложности с концентрацией внимания и памятью.

Про них можно сказать, что они витают в облаках, рассеяны. Нарушено понимание, им трудно запомнить, где левая, а где правая стороны. В целом у них встречаются сложности с пониманием своего тела. Несмотря на то, что отечественная логопедия рассматривает эти черты, как черты людей с заболеванием СДВГ, но эти особенности встречаются у многих дислексиков.

Проблемы с идентификацией, с пониманием «Кто я?», деперсонализация «Это моя рука или не моя?», «а где я?». Такое состояние приходит, когда главенствующую роль берет на себя правое полушарие.

«Правополушарное» состояние дает им такие особенности: говорить очень странными, образными фразами.

Таким детям очень сложно выделить главное, но они хорошо обобщают.

Обостренный эстетический вкус. Все должно быть красиво, вкусно, привлекательно, прекрасно, на высшем уровне. «Простенькое» не утроит, присутствует тяга к большему, к наилучшему во всем.

Выражено чувство справедливости.

Эмоциональная нестабильность, изменчивость настроения: сейчас весело, через 5 минут грустно. Психологическая неустойчивость. Частое состояние психологического дискомфорта – это состояние, еще не депрессия, но состояние, когда человек прибывает в состоянии недовольства, безрадостности.

Может быть излишняя импульсивность или напротив заторможенность. Такое состояние может быть в моменты, особенно, если ребенку не интересно.

Стремление уйти от действительности. Учитель рассказывает, а ребенок «улетел на свою планету»… И весь урок там пребывает. Такое поведение часто воспринимается, как отсталость или как необучаемость. Учитель будет делать замечания, писать родителям в дневник и т.д. В такой ситуации за ребенком может закрепиться шлейф мнения о нем, как о необучаемом. И дети в классе будут к нему относиться соответствующим образом, ни кто не захочет с двоечником дружить и ребенок попадает в ситуацию изгоя.

Ему приходится несладко в школе, он приходит домой, тут его ждет снова неприятная ситуация. Ему сложно делать уроки, ему сложно заставить себя читать (ведь он там все равно ни чего не понимает) и т.д. И если родители начинают на ребенка давить, то все это только усугубляет ситуацию.

Как помочь ребенку с дислексией?
Как помочь ребенку с дислексией?

Физиология дислексии

Задняя часть верхней задней височной извилины немного запаздывает от общего процесса. Межполушарная иннервация немного нарушена. Правое полушарие начинает брать на себя больше функций, начинает быть более активным в большинстве случаев, оно научается делать изначально не свойственные для себя задачи.

Главную роль на себя берет - правое полушарие
Главную роль на себя берет - правое полушарие

При этом, если с ребенком правильно заниматься, сложности, связанные с этими особенностями работы головного мозга, очень хорошо компенсируются.

Мальчики в 3-4 раза страдают этим расстройством чаще, чем девочки.

Причины дислексии

Генетическая детерминированность очень высокая – 50-70%.

Различного рода внутриутробные нарушения могут послужить причиной.

Например, такие как: отслойка плаценты, анемия, обвитие пуповины во время родов, различные инфекции у мамы во время беременности, перехоженная беременность, затяжные роды, внутричерепная травма, порок сердца у матери или у ребенка, а также злоупотребление во время беременности алкоголем, табакокурением и любыми другими наркотическими веществами и еще некоторые другие причины из внутриутробного развития и постперенатального периода.

Как определить, есть ли у Вашего ребенка данный диагноз?

Специализированные тесты, проводятся логопедом, психоневрологом, психологом либо психиатром.

Какой прогноз в лечении таких сложностей?

Прогноз – прекрасный, поскольку данные особенности предрасположены к компенсации. А более развитое правое полушарие имеет не только свои особенности, приводящие к недостаткам, но и особенности, которые могут стать плюсом, выделить ребенка среди других, позволят ему раскрыть свои таланты.

Почему дислексия – болезнь гениев?

Образное мышление – дает вид сверху

Во-первых, дислексик видит по-другому. Благодаря тому, что он «витает в облаках», он видит картину в целом, что не так легко сделать обычному человеку в нашем современном обществе. Обычный человек, как бы находится внутри ситуации, в процессе. А дислексику легче увидеть очень четко и объемно общую картину (помните про то, что он мыслит образами и картинками).

Нелинейность мышления – дает «не замыленный» взгляд, видящий насквозь

Дислексик сразу подмечает мелочи, которые все другие почему-то не замечают. Он подмечает с легкостью мелочи между строк, все особенности, позволяющие ему сделать правильные выводы и т.д. И это дает ему силу для роста, позволяет обогнать всех остальных.

Гиперкомпенсация комплекса неполноценности

А также, в какой то момент может рычагом к росту послужить и комплекс неполноценности, который был заложен еще в начальных классах школы. Как только, у ребенка, получается приспособить свои особенности к учебному процессу, ему теперь становится важным обогнать всех и стать первым. Ему теперь хочется доказать себе и своим близким: да, я не умею писать без ошибок, я не могу прочитать но я могу то-то и то-то! Я великий композитор, архитектор, режиссёр, бизнесмен и т.д.

Чем Вы раньше начнете заниматься с дислексиком, тем лучше. Потому как, на сегодняшний день, большое количество есть обучающих программ, игр, комплексов упражнений, где тренируется мелкая моторика, память, внимание – все это можно и нужно тренировать и развивать.

Память, концентрация внимания, моторика - со всем можно и нужно работать
Память, концентрация внимания, моторика - со всем можно и нужно работать

Индивидуальный подход к обучению очень желателен для дислексика.

Очень хорошо, если ребенку попадется внимательный, спокойный и терпеливый преподаватель. Старайтесь договориться о том, чтобы Вашего ребенка посадили на первую парту.

Крайне важно для такого ребенка, чтобы было как можно меньше детей в классе. Если есть возможность, найдите платную школу, если такой возможности нет, постарайтесь найти общий язык с преподавателем, объясните ему, в чем дело. Расскажите преподавателю о диагнозе Вашего ребенка, объясните, что он мыслит образами. Постарайтесь обсуждать с преподавателем сложные моменты, постарайтесь добиться того, чтобы преподаватель был на стороне Вашего ребенка, а не против него.

В западной практике в школах дети-дислексики идут по отдельной программе, где и математика и другие предметы преподаются в картинках и образах.

Телевизора в жизни дислексика должно быть крайне мало.

Даже моментов, когда родители смотрят телевизор при ребенке тоже должно быть минимальное количество. Поскольку ребенок-дислексик смотрит картинки, а на телевизоре они мелькают очень быстро, очень много движения и это еще больше разбалансирует его внимание. Ему после просмотра телевизора еще труднее сконцентрироваться на статичных предметах, таких как учебник или тетрадь.

Временных границ быть у ребенка не должно.

Это касается как расписания дня, так и выполнение отдельной задачи.

Дислексия имеет чрезвычайную гиперкомпенсацию.
Дислексия имеет чрезвычайную гиперкомпенсацию.

Памятка родителям

Дорогие родители! Вы имеете необычного ребенка, который одарен очень яркими способностями. Главным образом сложность заключается в том, что родителям, часто хочется соответствовать общему стандарту. Почему Петров, Иванов, Сидоров это умеет, а мой не умеет? Не переживайте! Помните, что если ситуацию начать «продавливать» можно только ее усугубить. Если ребенок и так отрешён от мира, он может от давления на него еще больше отдалиться и замкнуться.

Вспомните свой класс: что достигли отличники из Вашего класса? Часто бывает, что нечего ответить на этот вопрос. Почему же тогда 3-ка или 2-ка вашего ребенка, так Вас тревожит? Почему эта оценка не дает Вам жить, и мешает себя чувствовать спокойно?

Помните о том, что данное заболевание имеет чрезвычайную гиперкомпенсацию. И прошедшие через такой опыт дети становятся очень успешными людьми!

Записаться на консультацию нейропсихологу в формате онлайн или лично можно по т. 7(925)1828030