Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Умная и красивая фантастика про любовь и роботов (часть 1)

Оглавление
Кадр из к/ф "Архив".
Кадр из к/ф "Архив".

Решил вспомнить пару душевных камерных мелодрам про роботов. Согласитесь, приятно, когда в кадре весь фильм пара актеров, но кино держит внимание и даже в чем-то облагораживает зрителя. Тем более – когда фильмы сделаны любителями фантастики Тарковского.

«Мой создатель». Любовь живет три года

Фильм «Мой создатель» (2020) в оригинале называется «Архив». В 2048 году молодой ученый Джордж, одиноко работающий на корпорацию в секретной лаборатории, конструирует андроида, чтобы загрузить в него сознание погибшей жены, хранящееся в черном шкафу – «Архиве». У него мало времени: через три года данные архива станут недоступными.

Встреча J-01 и J-03. Кадр из к/ф "Архив".
Встреча J-01 и J-03. Кадр из к/ф "Архив".

Ученый создает трех «женщин»-роботов. Одна застревает на уровне ребенка и похожа на кучу ящиков, вторая – юная девушка в сознании, но все-таки неуклюжий робот, третья – почти идеальный андроид. Все они любят своего создателя, ревнуют. А он все смотрит на черный шкаф...

Неторопливый лаконичный фильм, какие снимают фанаты
«Соляриса», превращается в печальную и возвышенную драму о любви, пытающейся побороть смерть и стирающей разницу между ее носителями, будь это человек, груда говорящего металлолома или просто цифры в компьютере.

Ученый видит в роботах сотрудников и соратников, а они его любят.  К/ф "Архив".
Ученый видит в роботах сотрудников и соратников, а они его любят. К/ф "Архив".

Не сказать, что Тео Джеймс («Зои», «Другой мир: войны крови») сильно впечатляет игрой, скорее кино становится живым благодаря Стэйси Мартин («Нимфоманка-1», «Вокс Люкс»). И это, наверно, правильно, ведь робот тут становится гуманнее своего создателя. Да и ящикоподобные роботы хороши в человеческих проявлениях. Возможно, одна из них станет для вас любимым и заслуживающим сопереживания персонажем.

Бедная J-02. Как в сентиментальной литературе 18 века. Кадр из к/ф "Архив".
Бедная J-02. Как в сентиментальной литературе 18 века. Кадр из к/ф "Архив".

Это уже заслуга британца Гэвина Ротери, который, похоже, к жанру относится очень серьезно (начал с мелкой роли в фильме «Луна 2020», потом снял короткий метр «Последний человек»).

«Нимани». Рождение нового человека

В фильме «Нимани» (A.I. Rising, «Восход Эдерлези») в 2148 году корпорация посылает космонавта Милютина на Альфа Центавру и в приказном порядке дает попутчика – женщину-андроида Нимани.

Вот тут главный актер-мужик играет отлично. Кадр из к/ф «Нимани».
Вот тут главный актер-мужик играет отлично. Кадр из к/ф «Нимани».

Космонавт по сути своей мизантроп, и к женщинам относится с кучей предубеждений. Но от нечего делать, конечно, решает испытать робота во «взрослом» режиме. Увлекается этим и влюбляется. Теперь у него есть идея – превратить андроида в настоящую женщину.

Большая удача для сербского кино и для научной фантастики. Некоторые фильм обругали, что понятно. Это редкий случай мэйнстримной эротической фантастики, многие не принимают секс в мейнстриме (не в 70-е ведь живем). Невысокие рейтинги объясняются этим.

Такие постельные сцены для Стои - редкость. Кадр из к/ф «Нимани».
Такие постельные сцены для Стои - редкость. Кадр из к/ф «Нимани».

Но все-таки работа очень хороша. Здесь есть душевные отголоски киберпанка 80-х. Куча надписей на русском – дело не только в сербах, фильм продолжает версию «Бегущего по лезвию» о победе социалистов на планете (после того, как неолибералы уничтожили ресурсы и изменили-таки климат, миру пришлось жить по плану).

Великолепные картинки космоса понравятся поклонникам
«Соляриса» и «Космической Одиссеи». Дебютант Лазар Бороджи не скрывает, что опирался на шедевр Тарковского, говорит об этом прессе.

Ламповый семидесятский арт-подход к фантастике. Кадр из к/ф «Нимани».
Ламповый семидесятский арт-подход к фантастике. Кадр из к/ф «Нимани».

Немало арт-сцен: сюрреалистический космос; макросъемка кожи андроида; даже корабль снят как в театре. В этом и тарковщина, и сам Бороджи, который до кино занимался современным искусством.

Тут не только тело, но и душа. И достойная философская сверхзадача. Космонавт улетает из мира социального программирования, где в самих людях слишком много предустановленных правил. Его попытка сделать из Нимани настоящую женщину, избавив ее даже от законов робототехники, не просто мелодрама, это креационизм, создание нового человека, очищенного от навязанных социально-политических догм и схем.

Через снос предустановленных программ проходит не только и робот, но и сама хардкор-актриса Стоя. Эксперимент удался. Кадр из к/ф «Нимани».
Через снос предустановленных программ проходит не только и робот, но и сама хардкор-актриса Стоя. Эксперимент удался. Кадр из к/ф «Нимани».

Забавно, что на художественный манифест работает и личность актрисы Стои, топ-звезды фильмов для взрослых, которая от эротики поднимается к высокому уровню актерского драматизма.

Достойная уважения психоделическая российская фантастика
В защиту лучшего российского sci-fi экшна от всяких домыслов
Классная российская кинофантастика, начавшаяся с короткометражек