Как купить туристическую путевку дешевле
Центральный регион России богат на интересные города, достопримечательности и памятные места. Если окунуться в краеведение, то куда ни глянь на карту найдется повод заскочить на часок-другой. Поэтому мы с женой недолго думали, как провести свободные в отпуске дни, чтобы и нам отдохнуть и малышке дочери было не тяжело в долгой дороге на автомобиле. Недалеко от нашего родного Клина находятся два знаменитых городка Углич и Мышкин. Эти названия не раз мелькали в путеводителях, новостных лентах туристических групп и репортажах программ. Городки разделяет всего порядка 25 километров, что делает их привлекательными для посещения в одну поездку. Свой шарм добавляет интересный факт Углич и Мышкин располагаются по разные берега могучей Волги. Углич, как и большинство городов на правом берегу реки, а Мышкин отличается своим левобережным расположением. Правый берег всегда выше, это было удобно и в защитном плане в неспокойные времена, и эстетически красиво наблюдать бескрайние просторы с высокого берега.
От Клина наш путь в 300 километров проходил через Московскую, Тверскую и Ярославскую области. По пути были только технические остановки (покормить дочь, пополнить бензин). В самом углу Талдомского района, на границе с Тверской и Ярославской областями, притормозили у памятника Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину, что находится в деревушке Спас-Угол. Одна из легенд о названии села указывает как раз на соседство трех областей. Но логичнее предположить, что крутой поворот дороги скорее подходит названию. В деревне всё пропитано памятью великого писателя, даже церковь и та была построена с легкой руки бабушки Михаила Евграфовича Надежды Ивановны Салтыковой. В церкви сейчас, помимо службы, находится музей писателю.
Отъехав недолго от Спас-Угла, зацепляя уголок Тверской Губернии, можно заехать в Калязин, которому пытливый путешественник легко сможет посвятить небольшую брошюрку. А наш путь уводил правее городка, открыв шикарный вид на дорогие яхт-клубы и Калязинскую Радиоастрономическую Обсерваторию, словно исполин возвышающуюся над тёмными лесами. И наша дорога уходила вглубь лесов, поэтому мы оставили гигантскую чашу обсерватории исследовать галактические и внегалактические объекты, а сами в скором времени подъехали к Угличу.
По плану, мы оставляли себе вторую половину дня на прогулки по Угличу, чтобы первую половину следующего погулять по Мышкину и уже к вечеру вернуться домой. Поэтому первым делом в Угличе мы заселились в гостиницу. Из огромного количества гостиниц на 32-тысячный город, мы выбрали Вознесенскую. Нам требовался некоторый комфорт, необходимый для семьи с малышом и эта гостиница подходила по всем параметрам. Стояла она на берегу Волги, открыв свои ворота на набережную. Практически напротив ворот причаливали пароходы в три и четыре палубы. В общем, мы оказались в самом центре туристической жизни Углича. Как жители столичного региона оказались приятно удивлены ценами и обстановкой. Сама гостиница была построена в память церкви Вознесения Господня. Эта церковь, возникшая в Угличе в 18 веке, за свою историю оказалась разграбленной поляками, горела при царе и в итоге разрушена как ветхий объект уже в Советском Союзе. В гостинице много картин и фотографий церкви, все стены выполнены в рисунках площади с церковью. Из-за этого создается этакий деревенский колорит тех времен, когда ямщик с удалью гонял лошадь с телегой по грязным брусчатым улочкам.
Углич небольшой городок. По карте мы рассматривали достопримечательности и подмечали в перекрестках себе дорогу. А на деле, можно было поднять глаза и увидеть цель прогулки, следуя по визуальному ориентиру. Стоит прогуляться по маршруту Церковь иконы Корсунской Божьей матери ансамбль из Церквей усекновения главы Иоанна Предтечи и Успенской церкви Храм Федоровской иконы Божьей матери Собор Воскресения Христова. Маршрут окажется широким кругом, по пути которого мы успели заглянуть во все интересующие нас места, ознакомиться с тихими улочками Углича и оказаться в центре города у кремля. Во дворах церквей мы отдыхали, наслаждаясь тишиой внутри каменных стен монастырей. В этом испокон веков сила священных храмов. Сейчас ансамбль церквей Усекновения главы Иоанна Предтечи и Успенской церкви утопает в зелени спального района. Рядом небольшая землистая дорога, уводящая вниз, к Кремлю. Внутри трудятся прихожане и вокруг тихо. А зажатые среди городских дорог Храм Федоровской иконы Божией матери, Богоявленский Собор и Храм Смоленской иконы Божией Матери возвышаются над домишками синими куполами и окружены городской суетой. Ворота ансамбля теперь выходят на оживленный перекресток, а внутри работает общеобразовательная школа № 2.
Между церквями по пути нам попадались и другие достопримечательности. Один из многочисленных частных музеев города музей истории Углича, находится в жилом деревянном доме. Директор расскажет о собранных экспонатах и фактах из жизни городка. Правда, добираться до музея неудобно, по деревенской дороге среди частного сектора. По пути находится и стадион Чайка местного клуба ФК Чайка, выступающего на чемпионат Ярославской Области. По традиции я стараюсь оказаться на футбольном матче в городе, куда приехал. Но удается не всегда, да и не каждая жена оценить такой досуг во время совместного отдыха. А ведь футбольный матч это своеобразный срез, лакмусовая бумажка городского быта. Как болеют, с огоньком ли, популярен ли футбол в городе всё это создает впечатление о горожанах. Стадион, ухоженный, имеющий резиновые дорожки для бега и аккуратные атлетические уголки рядом с полем, оставили приятное впечатление. Директор стадиона, Андрей Вячеславович, рассказал о том, какими силами они держат сооружение, ведь поддержка спорта сейчас далеко не на первом месте. Стадион больше с напускным лоском, а внутри все валится. Подпитка силам дети, приходящие играть в футбол, заполняющие места в немногочисленных оставшихся спортивных секциях. Признаться, стадион выглядел аккуратным и уютным, что не хватает многим аренам и более богатых регионов.
Встретившие нас у стадиона дети, только что окончившие занятия по футболу с интересом наблюдали за мной и женой с коляской. Фотоаппарат у меня на шее сбил их с толку и переубедить детвору, что я не журналист оказалось сложно. Маленькие спортсмены вежливо и открыто интересовались мной. В Угличе я встречал много открытых и добрых людей. К сожалению это действительно становится необычно для обывателя. Во время нашей прогулки нам улыбались и здоровались в церквях и магазинах, с удовольствием подсказывали дорогу школьницы, возвращающиеся с банкета по поводу выпускного вечера. Из одной палатки с вывеской Фермерские Продукты вышел мужчина и вывалил перед бродячей собакой ворох купленных костей из супового набора. Собака схватила сочную кость и убежала за палатку грызть. А мужчина ушел, улыбаясь. Женщины, велосипедисты и бабушки терпеливо ждали на тротуаре, пока я выискивал удачный кадр очередного домишки из прошлого, и никто не спешил, не толкал с бурчаньем некогда, я спешу. Только толпы туристов, слепо семенящих за табличкой с циферкой своего туротряда, выбивались из общей умиротворенности. У них были автобусы и теплоходы, им некогда было ловить тишину тенистых улочек и затаившийся момент когда Волга играет солнечными зайчиками на закате.
Страшно подумать, но входящий в Золотое Кольцо Углич датируется 937 годом основания. Разница с официальной датой моего родного Клина почти в 400 лет, а когда Углич праздновал свое 1000-летие еще не познакомились мои бабушка и дедушка. Только такими сравнениями я хоть как-то пытаюсь оценить древность городка, его груз, оседающий в пыли дорог тех древних веков, и покосившихся домиков, чью архитектуру применяли много веков назад, и камни на брусчатке, помнящие звон копыт лошадей из свиты Ивана Грозного. И позднее помнящие переполох, возникший в 1591 году, когда нашли тело восьмилетнего царевича Дмитрия с перерезанным горлом. Царские игры стали поводом для возникновения Угличского дела первого зарегистрированного следственного дела. Тогда много голов полетело с плеч, все согласно крутым нравам тех времен. Еще больше людей лишились покоя, чинов, Мария Нагая приняла постриг и оказалась в монастыре, а следствием убийства стал появление Лжедмитрия. Эта история ключевой момент, обыгрываемый в угличском кремле для туристов. Там же расположен памятник убитому (или жертве случая?) царевичу. Кремль небольшой, на расположен так живописно (царевы палаты всё-таки), что не задержаться там на минуту другую на берегу невозможно. Недалеко от кремля располагаются два музея гидроэнергетики и суеверий русского народа.
Мы с женой к окончанию нашей городской прогулки уже устали и решили посетить только один из названных музеев. Музей гидроэнергетики впечатлял собой он располагался на волжской плотине, внутри было красочно и наглядно, он по праву считается одним из основных мест для посещения. Но среди нас троих, включая полугодовалую дочурку, нет ни одного инженера. Зато все сплошь и рядом романтики. Конечно же, мы отправились в гости к бабе Яге. Кстати, родина Бабы Яги находится также в Ярославской области, но по другую сторону столицы края в деревне Кукобой. А здесь, в Угличе, внутри избы несколько экспозиций и накиданный хлам из коллекции суеверий. Изба давно стала тесной для всех собранных вещей. Но хлам очень органично вписывается в создаваемую атмосферу. Экскурсовод отлично рассказывает о суевериях, ведьмах и домовых. Словно сказку читает, изредка обращаясь к слушателям. Собственно, сказки и есть тот сохранившийся материал, который донес до наших времен домовых, Бабу Ягу и прочих полевых. Среди всего прочего можно узнать не просто о том, как и что говорили люди, но и увидеть на деле реконструкцию останков ведьмака с осиновым колом в груди, узнать где и когда были эти останки найдены. Музей суеверий из числа тех, что разрывают шаблоны об экспонатах и скучном рассматривании за стеклом. Посетить стоит, а после можно разжиться свистулькой, или фигуркой домового, или магнитиком, чтобы поддержать частный музей в Угличе.
Утром следующего дня, предварительно перебравшись по угличской гидроэлектростанции на другой берег, мы двинулись на Мышкин. Всего путей из Углича в Мышкин два по разным берегам реки. На машине удобно попробовать оба пути. Расстояние между городами укладывается в сорок минут езды и скоро мы оказались на пристани городка.
Мышкин называется городом исключительно из-за своего туристического статуса. Правильнее говорить городское поселение. Одним из факторов является численность Мышкина около 6000 человек, а еще одним подтверждением участие футбольной команды в чемпионате футбольных команд среди сельских районов Ярославской области. Хотя, в нашем футболе сложно искать структуру
А мы всё еще стоим на пристани. Раннее июльское солнышко только-только окрашивает в теплые тона торговые ларьки, за некоторыми из них уже суетятся торговцы. Скоро пристанет первый теплоход. Проходимость туристов через пристань Мышкина значительно меньше, чем в Угличе. Отдельные туристические группы прибывают на автобусах, оставляя огромные речные машины в Угличе. Да и пристань в Мышкине поменьше. Зато набережная красивее и интереснее. Обустроенная часть набережной длиной в два километра, находится в нижней части холма. От того прогулки по ней принимают интимный характер. Тихо, рядом только могучая широкая Волга, играющая солнышком на волнах, изредка тишину нарушает проплывающая лодка и крики вездесущих чаек. С другой стороны поднимается холм, ограждая зеленым экраном травы от улочек наверху. Набережная уводит от города к частному сектору. За ней продолжается уже стихийная тропа, ничуть не хуже, а может и живописнее своей облагороженной сестры. Дойдя до конца набережной и поднявшись наверх, мы оказались у стадиона Мышкина. Небольшое, можно сказать скромное, сооружение ухожено и носит название имени братьев Бутусовых. Мышкинская земля подарила России колумбов российского футбола шестерых братьев, стоящих у истоков развития отечественного футбола. Все они добились выдающихся результатов в спорте. Их предки крестьяне Ново-Николаевской волости Мышкинского уезда. Братья осели в больших футбольных школах городов России, а одним из самых знаменательных фактов для меня первый олимпийский русский гол принадлежит Василию Павловичу Бутусову в Стокгольме в 1912 году.
От стадиона за десять минут можно дойти исторического центра. Асфальт частного сектора сменяется брусчаткой, домики приобретают именные таблички. Практически в каждом доме жил выдающийся человек или происходило памятное событие, как например в избе купцов Свешников, где еще до революции горел свет (об этом обязательно напомнит табличка). Рядом указатели в виде мышей не дадут заблудиться и выбрать правильный путь к нужному музею.
Музеев в Мышкине еще больше, чем в Угличе. Мышкины палаты огромный сказочный комплекс, чуть далее Успенский собор и торговые палаты, предлагающие уже новый товар, но в еще своих древних стенах. По другую сторону от мышкиных палат целый музейный городок. Тут и музей мыши, единственный в мире, с интересной подборкой серо-хвостато-зубастых артефактов. Здесь обязательно расскажут легенду, как один из князей Мстиславских был спасен мышью от укуса змеи и тем самым подарил поселению название. Рядом типография местной газеты и музей малого издательского дела, через двор музей водочника Смирнова. Недалеко находится музей валенка. Всё в шаговой доступности. Но самым интересным во время нашей прогулки стал музей деревенской архитектуры. Большое пространство отдано под настоящую деревню, наполненную получившими вторую жизнь реконструированными зданиями ранних времен. Конечно, все они экспонаты, и не все из них открыты. Но там, где двери распахнуты, откроется мир быта бакенщика, мельника, кузнеца. Хочется остановится, присесть и погрузиться в мир русской деревни. В скором времени из мира вас выдернут шум дороги или стройки, окружающих музей. Но он стоит своих посетителей и дарит незабываемые впечатления. Начинаясь с идолов дохристианской Руси, угро-финнами, населяющими в первом тысячелетии эти берега, музей приведет к часовенкам поздних веков и первым славянам в девятом веке.
Наше путешествие подходило к концу. Между пристанью и Успенским собором крутой подъем, наверху которого находится книжная лавка. Вполне обычный магазинчик с канцелярскими и школьными товарами. Единственный антураж это месторасположение. Однако напоследок и туда стоит заглянуть среди детективов и романов нашего времени там лежат книжки местных писателей. На память о Мышкине я купил себе книгу уроженца здешних мест Николая Смирнова На поле Романове. Пишут в Мышкине романы, повести, литературу сказочную и поучительную для детей старшего возраста. Но лучшей памятной частички городка, чем творчество местных мастеров, и не придумаешь.
Обратно решили попробовать паром, перебравшись на другой берег Волги теперь в Мышкине. Как сказала моя жена это тебе не на тросах через канал им. Москвы перебираться. И действительно навигация не позволяет. Зато небольшое пятнадцатиминутное путешествие по Волге украшено речным ветерком, кружащимися чайками, которых дети с удовольствием подкармливают и особым, нежным, прощанием с маленьким уютным городком. Наверное, ни один турист, медленно удаляющийся под пароходный клёкот баржи, не пообещал вернуться к этим берегам. Дорога до Углича после парома заметно короче. Увеличение трафика паромным путем придерживает только цена переправы в 250 рублей. Для туристов это еще кусочек приключения на волжских берегах, а для жителей заметные издержки. Зато на обратном пути по правому берегу можно попасть в еще один музей, который числиться за Угличем частный музей рабочей лошади. Мы заезжать уже не стали двухдневный марафон сказывался на нашей троице во главе с пятимесячной дочуркой, мы заметно устали. Нам предстояло триста верст домой.
В наше небольшое путешествие хватило времени, чтобы познакомиться с городками, погулять в них и в то же время оставить что-то неизведанное для поездки во второй раз. Волжские города богаты историей, своим бытом и обязательным Русским колоритом они стоят того, чтобы оставить теплый диван, приветливый телевизор и окунуться в шум речных волн и вечерний свет фонарей на набережных.