Найти в Дзене
Фактура текста

Концентрация на словах: книга, видео-контент или подкаст? Разбираемся, что подходит вашему продукту

Как я рассказываю на бизнес-встречах, посвященных книгам, парируя вопросы о превалирующей актуальности аудио- и видеоконтента над текстовым, дело в фокусировке внимания. Вебинары, аудиоподкасты и видео — это про рассеивание внимания. Мы слушаем, но не концентрируемся на словах.

Фото автора Perchek Industrie: Pexels
Фото автора Perchek Industrie: Pexels

Мы концентрируемся на смыслах, потому что мозг адаптирует аудиоинформацию, дистиллируя только (якобы) нужное. Но не всё и как-то хмуро. В том числе мы концентрируемся на невербальном — интонациях, эмоциях и прочем. Когда мы смотрим и слушаем видео-контент, мы фокусируемся на невербалике, фоне, каких-то визуальных эффектах, ракурсах.

Книга — это фокус внимания именно на словах, ритме, упаковке смыслов. Проведено исследование, показывающее, что дети лучше запоминают информацию на физических книгах, потому что так активируется их тактильная память через переворачивание страниц, запах. Память стимулируют некие пометки, цвет страниц, номера, типографические неточности, кляксы и прочее.

Мы используем книгу как элемент воронки продаж. Например, первым касанием человек получает PDF-файл мини-книги, которая рассказывает о преимуществе вашего проекта. Вторым касанием уже из самой книги человек записывается на вебинар или курс.

Здесь речь не о концентрации на сторонних факторах, но о некоем именно текстовом сенсорном симбиозе, недоступном в вышеперечисленных формах (текста там нет или он второстепенен (паратекстуален), как субтитры). Так эти юные читатели лучше восстанавливали событийный ряд, нежели дети, которые читали с электронных носителей

Фото автора Dark Indigo: Pexels
Фото автора Dark Indigo: Pexels

Однако если видео или подксты мы смотрим за присест (часто за обедом или в неких перерывах), то книгу мы в большинстве случаев открываем и закрываем множество раз. При этом наше издательство ориентировано на книги, сопровождение по которым и возвращение к которым растягивается минимум на год (сто дней поддержки в течение 365 в году). И здесь уже работает писательское мастерство.

Цель каждого предложения — прочтение следующего предложения. Таким образом, текст должен быть построен и написан так, чтобы читатель, закрыв книгу перед сном, вернулся к ней на следующий день. Это достигается только методами письма.

Поэтому я выступаю за коллабарцию экспертов и экспертов-писателей. Потому что первые дают информацию, которая интересует читателя, а вторые дают фактуру, чтобы читатель к ней возвращался раз за разом. И это инвестиция, которая себя оправдывает. Я это вижу по отзывам, когда читатели, отзываясь о книге, в первую очередь обращают внимание на то, как легко ее читать или как от нее невозможно оторваться.

То есть фактура для них оказывается первична пользе. Как бы экспертам было бы не грустно это осознавать (ведь они не эксперты-писатели). Но не признавать это, значит, быть излишне самонадеянным.