В предыдущих статья я уже рассказывала об особенностях детских садов в США, и о наших поисках сада для дочки (ссылки прикреплю внизу).
Краткое содержание предыдущих выпусков: мы выбрали русский семейный садик, который вобрал в себя лучшие черты двух культур: американскую толерантность и русский основательный подход. Дочь ходит туда два раза в неделю, потому что удовольствие это не из дешевых.
А сейчас хочу подробнее рассказать, почему мы наш садик ни на какой другой не променяем.
Смешанная группа
В саду всего 7-8 детей (в доковидную пору было не больше десяти) и 2 воспитателя. Группа, как и в многих садах тут, смешанная: возраст детей от 2,5 до 5 лет.
Мне очень нравится такая практика. Младшие дети учатся у старших ребят новым навыкам и с удовольствием включаются в игры, которые те затевают. Ну а старшие, в свою очередь, учатся обращаться с малышами и получают первый опыт лидерства, когда придумывают и организовывают активности. Старшие – ведут, младшие – следуют. Все довольны, все при деле.
Разнообразные занятия
В саду детей учат по-русски читать и писать, разбирают примеры на сложение и вычитание, разучивают стихи и песни, изучают окружающий мир. В доковидную пору еще были занятия музыкой и танцами, но пока эта опция нам не доступна.
Прелесть обучения в том, что нет жестких правил и нормативов. Когда на окружающем мире дети изучали подводный мир, воспитатели решили превратить одну стену в саду в морское дно. Дети рисовали и вырезали водоросли, морских обитателей, кораллы и раковины. Надо ли говорить, что уровень вовлечения был максимальный.
Если один ребенок увлечен, например, динозаврами, то это становится темой недели. Воспитатели подбирают материалы и книги про этих доисторических животных, и потом целую неделю дети слушают рассказы про тиранозавров, раскрашивают диплодоков и обсуждают возможные причины их исчезновения. Так интерес одного малыша становится искоркой для разжигания интереса в других детях.
А еще детям дают домашние задания – написать буквы, выучить стихотворение, прочитать слоги. Дочь любит эти задания и каждый раз напоминает, чтобы мы не забыли ее папку с упражнениями. Надеюсь, такое увлечение учебой с возрастом не пропадет. Как минимум надежда у нас есть.
Право голоса у детей
Дети сами принимают решения. Для меня – девочки, которая ходила в садик во времена СССР и росла в парадигме «Старшим виднее», такое отношение кажется невероятным.
Когда трехлетняя дочь сказала, что сама договорится с воспитателем, чтобы ей дали станцевать под песню из «Холодного сердца», я очередной раз убедилась, что в саду ее слушают и слышат.
Такое отношение формирует у детей понимание, что они могут влиять на то, что происходит: они могут выбрать книгу, игру, мультик. Их не будут кормить через силу, их не будут уговаривать присоединиться к другим, когда хочется побыть одному. Их увлечения важны для воспитателей, поэтому они поддерживают и поощряют их интересы и желания.
Нерушимые правила
При всей гибкости и свободе, которая есть у детей в саду, там действует ряд твердых правил. Суть их можно свести к двум весьма очевидным вещам: «не обижать других» и «быть вежливым».
Для проштрафившихся есть скамейка, где нарушитель спокойствия сидит столько минут, сколько ему полных лет. А когда малыш успокаивается, воспитатель наедине с ним еще раз обсуждает, что было сделано неправильно, и просит придумать другие способы решения проблемы, если она возникнет в будущем.
Я уверена, что дочке в саду хорошо, потому что по утрам она бежит туда с огромным энтузиазмом, а вечерами оттягивает момент расставания с друзьями. Когда ты спокоен за ребенка, то в течение дня гораздо проще сосредоточится на своих делах. А иногда даже можно с мужем укатить на склон, чтобы покататься на лыжах, и в голове ни разу не раздастся голос: «Что ж мы за родители такие? Ребенок – в саду, а мы тут развлекаемся». Потому что ребенок там тоже развлекается, еще похлеще родителей.
Рассказ о поиске садика можно почитать тут.
Статью про американские детские сады вы найдете здесь.