Всем привет!!
Сегодня речь пойдёт о книгах. Точнее об именных или, как ещё их называют, персональных книгах. Я хочу рассказать о мировом лидере в этом направлении - проекте Wonderbly. Не знаю точно, когда была опубликована эта статья на английском языке, но на сегодня фирмой Wonderbly продано уже более 4 миллионов книг.
Да, не забывайте зайти на наши сайты с Ми-ми-мишками и Супер суриком. Поддержите лайками и подписками наш начинающий канал на youtobe.
Продолжаем.
На старте Wonderbly собрала более 1,7 миллиона человек на Facebook (сейчас чуть более 1,5 млн подписчиков) и продала 3 миллиона книг по всему миру. Они сделали все с нуля, практически не имея связей в издательской индустрии. Мы обсуждаем с соучредителем Аси Шараби, как их команда разработала идею для своей первой книги, как они масштабировались и что они узнали на своем пути к тому, чтобы стать узнаваемым брендом.
Компания Wonderbly, базирующаяся в Hackney, London, быстро превратилась в известный стартап, продающий «персонализированные и необыкновенно творческие» детские книги. Проект «Lost My Name» (это также название их первой книги) Wonderbly недавно претерпел существенный ребрендинг.
Стартап.
«Мы начинали как продукт, а не как компания. Это был проект между друзьями для души, который развивался во многих прекрасных смыслах. В какой-то момент, основываясь на замечательных отзывах наших клиентов, мы начали понимать, какое влияние на людей мы оказываем нашим проектом. Мы поняли, что то у нас получилось намного больше, чем книга. Именно тогда мы поняли, что нам пора расти, не останавливаться на одном продукте, с которого все началось. Мы расширили наше портфолио, включив в него более инновационные книги, и, следовательно, захотели сменить название».
Запуск ребрендинга всегда очень нервирует из-за страха, что вы можете потерять часть узнаваемости, которую приобрели с оригинальным брендом. Но у Wonderbly оказались преданные поклонники. Изменение названия «Lost My Name» на «Wonderbly» позволило им расти за счет более широкого портфеля продуктов, не ограничиваться (по общему признанию, впечатляющим) наследием их первой книги.
Застольная идея
Wonderbly - это уникально личный и творческий бизнес с не менее интересной предысторией. Основанный «тремя папами и дядей», как и большинство великих идей, он начался с недовольства аналогичными продуктами, уже доступными на рынке.
Команда Wonderbly
«Lost My Name родилась как любимый ребёнок, как внутренний проект между друзьями. Пять лет назад я получил книгу с именем моей дочери, и радость, которую я испытал, увидев имя моей дочери в книге, длилась примерно две секунды. Я понял, насколько меня совершенно не впечатлило все в этой книге», - говорит один из сооснователей проекта.
«До этого я совершенно не знал, что такое персонализированные книги, но они существуют на рынке уже 40 лет. К ним относились, как к новинке или коммерческому трюку, но они никогда не были написаны хорошими авторами или иллюстрированы великими художниками. К ним не относились, как к технологической площадке, в отличие от того, как наша команда думает о них».
Обладая необходимым видением и энергией, Аси привлек нескольких людей, которых он знал, чтобы сформировать первоначальную команду Wonderbly.
«Я позвонил паре хороших друзей, которые теперь стали партнерами по бизнесу. Таль - технолог и оператор, Дэвид - мой соучредитель и писатель, а позже мы нашли Педро. Мы начали с посиделок на моей кухне, думая, что можем сделать что-то намного лучше, чем книга, которую я получил.»
«Мы пришли к идее создать книгу, которая была бы по-настоящему персонализированной, не ограничиваться нанесением имени ребенка только на обложку. Теперь каждое Имя рассказывает историю, и каждая история уникальна и прекрасна, как и каждый ребенок. Как только у нас появилось действительно хорошее представление о том, как будет выглядеть продукт, мы поняли, что кое-что нащупали. Мы были так искренне взволнованы этим.
С этого момента мы начали этот самофинансируемый, самоиздаваемый проект. Я называю это стартапом, а не творческим бизнесом, потому что для нас с первого дня было очевидно, что мы хотим. Помимо творческой задачи создания персонализированной книги, которая получилась очень достойной, существует довольно сложная операционная задача, связанная с бизнесом печати по запросу. Это и сделало нас стартапом».
Сделать бизнес реальностью
Компания Wonderbly ранее публиковала в блоге сообщение о том, почему название «издатель персонализированных книг» на самом деле недостаточно полно отражает суть. Вот их собственное фантастическое определение:
«Мы являемся пионерами нового, полностью постмодернистского литературного жанра, отвергая определенность, принимая случайность и отбрасывая традиционные, фиксированные представления об авторстве в пользу множественности голосов, значений и результатов повествования».
Отчасти это оправдывает их желание не указывать автора, который «написал» произведение. Ведь по сути и автор основного текста, и читатель совместно создают свою собственную книгу. Они называют это metafiction, когда читатель может повлиять на результат работы автора.
Покупая книгу Wonderbly, клиенты могут изменить множество переменных, начиная с имени. Могут выбрать пол ребёнка, указать его интересы, местоположение и любимую еду. Различные комбинации приводят к разным уникальным сюжетам для каждой истории, чем так и прославился Wonderbly.
Операции, стоящие за этим издательским подвигом, невероятно сложны, поэтому Wonderbly классифицируется как «стартап полного цикла».
«С самого первого дня мы знали, что перед нами стоит интересная и сложная бизнес-задача, как операционная, так и маркетинговая. Мы трудились над этим продуктом почти 18 месяцев, работая полный рабочий день, со своими семьями, а затем выложили его в общий доступ. В конце концов, людям это очень понравилось.
Мы продали около 20 000 книг в 2013 году за праздничный предрождественский сезон, что стало для нас очень позитивным сигналом того, что мы что-то сделали. В следующем году эта цифра выросла до 300 000, затем до более миллиона. И мы все еще продолжали расти.
Мы не знали, насколько большой будет наша идея, когда сидели за моим кухонным столом. Первые 20 000 книг мы продали с нулевым маркетинговым бюджетом используя "сарафанное радио" и отличный пиар с помощью лучших блогеров.
Как только наша идея оказалась достаточно успешной, мы бросили всё и ушли с основных мест работы. С тех пор мы были заняты только развитием нашей компании».
И это было только начало. Создание персонализированных книг в той форме, в которой их делает Wonderbly, требует довольно сложного программирования и сложной внутренней логистики прохождения заказа, а также тщательного управления данными клиентов.
Каждая книга, которую мы делаем, создается совместно с нашими клиентами, поэтому нам необходимо собирать их данные. Только когда вы используете наш движок для создания книги, мы можем напечатать что угодно. Но мы не сможем сделать макет и напечатать вашу книгу, если вы сначала не сделаете ее сами для себя на нашем сайте.
Мы продаем книги напрямую нашим клиентам, как в интернет-магазине. У нас есть внутренний интерфейс с поставщиком услуг печати, который позволяет распечатать книгу, упаковать ее и отправить клиенту. И, конечно же, клиент может обратиться к нам, если что-то пойдет не так».
Обращение к взрослым и детям
Бренд Wonderbly получился легко узнаваемым благодаря ярким цветовым решениям, тексту, шрифту и изображениям. Причудливый и забавный, Wonderbly нравится и родителям, и детям, как хорошая детская художественная литература.
«В наших книгах нас выделяет неповторимый замечательный стиль иллюстраций. Сначала взгляд зацикливается на визуальных эффектах, а затем люди постепенно понимают, насколько сложными и глубоко личными являются эти книги по своему содержанию. Они могут увидеть, сколько заботы, любви и мастерства вложено в них. Когда люди оценивают весь спектр наших продуктов, это создает более глубокие и тесные отношения с нашими клиентами».
Огромные усилия, вложенные в дизайн проекта, захватывают дух не только в их печатных книгах, но и в социальных сетях, и на их веб-сайтах. Именно этот сильный визуальный ряд делает Wonderbly таким запоминающимся брендом, что это стало возможным благодаря команде дизайнеров.
«Мы выделяемся, оставаясь верными бренду, благодаря нашей превосходной команде дизайнеров. Эстетика - важная часть всего этого, поскольку мы, в конце концов, дизайнерская компания. Чтобы добиться успеха в собственном дизайне, убедитесь, что у вас есть талантливые люди, которые смогут выдерживать общий стиль в социальных сетях, а также останутся верными целостности бренда во всех продуктах».
В 2014 году Wonderbly получила финансирование от британского телеканала Dragon’s Den, который демонстрирует идеи новых предпринимателей перед группой инвесторов. В настоящее время компания выросла до крупной организации, насчитывающей около 100 сотрудников. Аси делится тремя ключевыми факторами, которые до сих пор сыграли самую большую роль в их успехе.
«Во-первых, у вас должен быть продукт, который понравится людям. Сильная эмоциональная отдача не имеет себе равных, а исполнение - это всё. В таком случае, даже после создания лучшего продукта на рынке, вам всё равно придется очень много работать, чтобы развивать бизнес. Вам будет проще сделать ещё один продукт, который не сильно отличается от всего остального на рынке или не имеет четкой эмоциональной отдачи. Но в этом случае придется потратить больше денег на маркетинг и рекламу, чтобы вызвать интерес, и вам будет труднее масштабировать свой бизнес.
Во-вторых, вам нужен маркетинг. Любая практика, методология или канал, который вы используете, - это путь к прогрессу с правильным балансом искусства и науки. Существует так много клише о том, что реклама является налогом, который вы платите, если ваш продукт недостаточно интересен, но подумайте о том, сколько денег Apple платит за рекламу iPhone. Даже с фантастическим продуктом вам все равно нужно провести маркетинговую кампанию, чтобы масштабировать его. Очень немногие продукты настолько сильны, что не нуждаются в маркетинге.
В-третьих, мудро выбирайте людей, с которыми вы работаете. От тех, кого вы нанимаете, до вашего соучредителя. Люди это абсолютно всё. Без нужных людей вы не сможете производить лучший продукт или проводить самый захватывающий маркетинг. Какую бы сложность вы ни испытывали, масштабировать ее можно только с помощью подходящего таланта.
Подводя итог: создавайте лучший продукт, проводите отличный маркетинг и нанимайте лучших людей, которых можно купить за деньги».
Это довольно сложная задача, но искренняя страсть Аси и его соучредителей проявляется в бренде Wonderbly. Только сплоченная команда могла реализовать то, что у них есть на данный момент, и этот необычный уровень усилий и приверженности говорит сам за себя.
Уникальная бизнес-модель
Ни одна компания не может добиться успеха без жизнеспособной бизнес-модели, которую ваша компания планирует предоставлять. В случае с Wonderbly они начали сотрудничать с небольшой горсткой аналогичных стартапов, забрав координацию всем процессом в свои руки.
«Наша бизнес-модель - это то, что мы называем full-stack или вертикально интегрированной. Мы видим себя в новой семье стартапов, в которую входят такие компании, как Warby Parker, Everlane или даже Dollar Shave Club.
Стартапы, подобные нашему, используют продукты, которые исторически были очень фрагментированными, со многими частями, которые не обязательно взаимодействовали друг с другом. Дизайнеры, программисты, продюсеры, типографии и продавцы были разными организациями. Таким образом эти стартапы, включая Wonderbly, сделали свой вклад в общий продукт и усвоили всю цепочку до получения книги покупателем. Они по-прежнему владеют каждый своим продуктом, интеллектуальной собственностью и поддерживают прямые отношения с нами, как с покупателем их услуг.
Наша сильная бизнес-модель заключалась не только в том, чтобы учитывать мнение клиента или управлять им. Она также в том, что мы ведем бизнес с нулевыми запасами - у нас нет запасов или складов. Мы на 100% выполняем печать по запросу, что помогло нам очень быстро масштабироваться. Но даже несмотря на наличие всего этого важно помнить, что все сводится к тому, чтобы сильный продукт находил отклик у людей».
В то время как многие стартапы беспокоятся о росте, для других, таких как Wonderbly, масштабирование связано с собственными операционными проблемами. Возможно, вы продаете много товаров, но это бесполезно, если вы не успеваете за спросом. В лучшем случае ваших клиентов заставят ждать своего заказа. В худшем случае вы можете отправить некачественный товар или предоставить некачественный сервис, что создаст негативное впечатление о вашем бренде. Ключевым моментом является устойчивое масштабирование, при этом набирая достаточный импульс, необходимый для долгосрочного роста, всего чего Wonderbly до сих пор достигла.
Еще одним интересным событием стало сотрудничество с имением Роальда Даля для создания новой персонализированной детской книги с изображением шоколадной фабрики Вилли Вонки.
Wonderbly раскрыли секрет обращения к большому количеству родителей, стремящихся укрепить доверие своих детей с помощью волшебных книг. Кроме этого они привлекли значительные ресурсы технической столицы Силиконовой долины.
«Наш бизнес по-прежнему убыточен, поэтому мы собираем деньги. Фактически, мы недавно завершили раунд финансирования серии "B". Мы многообещающий стартап, но нам нужно еще многое проанализировать, особенно с учетом масштабов, в которых мы хотим работать. У нас есть масштабируемая бизнес-модель, но мы все еще в начале пути с тоннами проблем впереди.
Финансирование может ускорить ваш рост, но оно должно быть таким, чтобы привести вас к тому моменту, когда вы станете прибыльным. Финансирование не должно быть ради финансирования. Каждая бизнес-модель отличается тем, что информирует о типе финансирования, которое вы можете искать, и в то же время диктует, что конкретно вам будет доступно. Здесь нет волшебной формулы, кроме как попытаться заработать больше, чем вы тратите!»
Сочетание творчества с технологиями
Мы склонны рассматривать творческие индустрии и технологическую индустрию как отдельные области, но Wonderbly показывает, что их можно и нужно объединить. Когда это произойдет, могут возникнуть захватывающие результаты.
«Каждый творческий бизнес индивидуален, и в этом наша уникальность. На мой взгляд, у нас есть лучшие дизайнеры, авторы, иллюстраторы и творческие программисты, которые полностью одержимы созданием лучших персонализированных книг в мире. Наши книги пробуждают детское воображение, удивляя их, а также их родителей.»
«Социальные сети играют большую роль в том, что у нас всегда было очень много сарафанного радио. У нас всегда были прямые отношения с нашими клиентами с помощью платных или обычных социальных сетей. Социальные сети позволили нам быстро расти и строить эти тесные отношения».
Часть успеха Wonderbly - это знание своей аудитории. Этой аудиторией также являются они сами - родители, бабушки и дедушки или все, кто знает ребенка, о развитии которого они искренне заботятся.
«Продукция Wonderbly предназначена для всех, у кого есть ребенок. Это может быть ваш ребенок, большая семья или кто-то из вашего социального круга. Наши клиенты будут приходить на рынок один или два раза в год, может быть, на день рождения или на Рождество, чтобы купить уникальный и красиво оформленный подарок для ребенка.
Мы очень заинтересованы в тех, кого мы называем воспитателями, а это в основном родители, бабушки и дедушки, которые глубоко заботятся о развитии ребенка. Они хотят оставить наследство своим личным влиянием на своего ребенка.
Наши супер-фанаты - это люди, которые действительно верят в то, что мы пытаемся сделать. Они будут покупать наши книги снова и снова. Мы хотим помочь детям понять или поверить в то, что каждая история, которую они могут вообразить, может быть и их историей, и что они могут все. Это находит отклик у большинства родителей, но у некоторых даже больше».
Забота о бизнесе
С такой вдохновленной и заинтересованной клиентской базой Wonderbly, как и любому другому стартапу или бизнесу, все еще приходится преодолевать изрядную долю проблем.
«Каждый месяц появляется новый вызов. По мере вашего роста и масштабирования каждый этап, продукт и период вашего путешествия сопряжены с разными проблемами, которые необходимо преодолеть.
Из-за слишком быстрого масштабирования возникают проблемы с масштабированием, а иногда и творческие или операционные проблемы. Создание бизнеса - чертовски сложное дело, и оно не для слабонервных.
Проблемы возникают из-за масштабов ваших амбиций. Будьте готовы полностью погрузиться в нее, потому что, если вы не отдадите 150% себя, вы не сможете построить глобальный стартап или бизнес. Если вы хотите создать что-то большое, что принесёт изменения во Вселенной, будьте готовы к тому, что для этого придётся очень и очень много тяжело работать».
Часть решения любой задачи - оставаться верным своим ценностям, которые помогут вам наметить свой курс в часто штормящих морях бизнеса, связанных с запуском стартапа. Все в команде должны жить и дышать одними и теми же ценностями, потому что они формируют культуру вашей компании.
«Ценностями, выраженными в нашей самой первой книге «Утраченное имя», были смелость, любопытство и доброта. Мы решили включить их в культуру нашей компании. Одна из вещей, которые мы пытаемся продемонстрировать, это то, что обладая даже небольшим мужеством, любопытством и добротой возможно все, в том числе найти потерянное имя.
Мы всегда воплощаем эти ценности во всем, что мы делаем, как внутри компании, так и за ее пределами. Мы постоянно думаем о наших продуктах и о том, как мы взаимодействуем друг с другом».
Наличие сильных ценностей и их приверженность - вот сила, лежащая в основе построения хорошего бизнеса. Так что имейте мужество, любопытство и доброту!
Увлекательная история Wonderbly показывает, что с отличным продуктом, привлекательным маркетингом, устойчивой бизнес-моделью и твердыми ценностями могут происходить волшебные вещи. Куда они нас заведут дальше, неизвестно.
*Статья опубликована на canva.com
Спасибо, если дочитали. За это Вам полагается подарок. Промокод на скидку 750YT2020 - 750 рублей при заказе любой нашей книги с доставкой в пункт выдачи. Напомню сайты: https://upbook.ru/ и https://upbook.ru/surik, где можно заказать книги.
Об аналогичном нашем проекте я расскажу в одной из следующих статей.