Композиторская практика в наши дни претерпевает кардинальные изменения в связи с появлением новых способов и средств выражения музыкальной мысли (новые жанры, необычные инструменты, возможность выбора абсолютно любого состава, компьютерные технологии). ХXI век открывает композиторам новое поле для экспериментов (влияние эпохи метамодернизма, новая искренность и новая сакральность). Тенденция пересмотра старых и активный поиск новых средств выражения, в том числе расширение палитры тематик, берет свое начало от творчества композиторов ХХ столетия, где каждое потрясение общественного сознания перерабатывалось авторами в новые способы и средства выражения музыкальной мысли.
Создавать хоровую музыку a cappella в традиционном паттерне с каждым десятилетием становится все сложнее, так как композиторы начинают чаще использовать линеарное развитие мелодии (полифоническое) и в связи с этим исполнение хоровой музыки без сопровождения становится весьма затруднительным. Трудностью также является композиторская тенденция отказа от тональности. Исполнителям становится довольно сложно работать в атональных структурах и перед дирижером стоит задача объяснить хористам, где все-таки есть возможность ухватиться за лад и найти устойчивые функциональные ассоциации.
Важную роль в музыке XX - XXI вв. играет изначально заложенная концепция и её последующее сценическое воплощение, таким образом в хоровое искусство постепенно пришла перформативность.
Музыка стала находить пути для своей реализации в совершенно немузыкальных жанрах, таких как: новелла, легенда, эссе, рассказ, мистерия, портрет, пейзаж, диптих, триптих, фреска, эскиз.
Несомненно, следом за изменением смыслового состава самой музыкальной ткани меняется и опыт восприятия музыки человеком (проявление некоторых элементов перформативности может повергнуть в шок неподготовленного слушателя).
В произведениях для хора в ХХI веке концепция играет ведущую роль, теперь уровень профессиональных навыков исполнителя не так важен, если их хватает для воплощения заложенной концепции (в практике перформанса, часто люди без профильного театрального образования становятся артистами).
Теперь хоровая музыка — это не просто пропетый текст, воспроизводящийся в пространстве на протяжении двух - трёх минут, в современные произведения заложено драматургическое зерно. Поэтому все чаще современные хоровые композиторы отдают предпочтение хоровым циклам, вместо классической одночастной хоровой миниатюры, при этом концепция может оставаться нерушимой и переходить от произведения к произведению, таким образом создается повествовательный сюжет.
Перформативные элементы в современной композиции:
- Внедрение импровизационных компонентов в структуру произведения
- Развитие во времени
- Тактильность
- Игровые элементы
- Сюжетность
- Эпатажность
- Автор-персонаж
- Прописывание нового языка (персонажного) в качестве используемого текста
Звук теряет монопольное значение центра исполнительства, он превращается в один из элементов выражения музыкальной мысли, тем самым меняет суть исполнителя и переводит его в универсальную категорию, в которой при необходимости артист не только отразит смысл художественного текста и точно проинтонирует мелодию, но и в нужный момент придумает сам себе партию, тем самым отразит концепцию, заложенную автором.
В этом и есть основное отличие развития современного хорового искусства от тенденций предшествующих веков.