Героем британского наступления на Сомме и первого трека «The Future of Warfare» стал тяжелый танк Mark I. Mark I выпускался в двух модификациях: самец (Male) и самка (Female). Отличались они лишь по вооружению: у «самца», помимо пулеметов, были еще и пушки.
В ходе сражения выяснилось, что боевые машины из-за своих исполинских размеров имеют ряд изъянов, а тактика их применения не до конца выработана. Тем не менее, с их помощью британцы сумели продвинуться вглубь обороны немцев на 5 км и сократить свои потери более чем в 20 раз. Применение танков привело к переходу наступательной инициативы в руки британских войск и приближению победы Антанты. Именно 15 сентября 1916 года является ключевым моментов в истории развития вооружения, поскольку боевые машины стали реальностью войны XX века. Буквально через 20 лет танки станут самостоятельными боевыми единицами, основной задачей которых будет не поддержка наступления пехоты (как это было на Сомме), а стремительное нападение с целью прорвать оборону противника.
Танки Mark I недолго были на вооружении британских войск - вскоре их сменили более совершенные модели. Тем не менее, появлению нового вида вооруженных сил и победой на Сомме мы обязаны именно этим танкам. Единственный сохранившийся «самец» находится в танковом музее Бовингтона (Великобритания).
К сожалению, я не смогла найти художественный фильм, в котором бы запечатлелось боевое крещение танка Mark I. Если вы продвинутый юзер, то вам подойдут полудокументальные и документальные фильмы. Вместо этого рекомендую киноленту «В июле 1916: битва на Сомме» (1999). В фильме нет масштабных батальных сцен. Длинное название завлекает зрителя, но идет вразрез с сутью фильма. Оригинальное название картины «The trench» ("Траншея"), некачественный русский перевод названия портит впечатление о нем. В фильме рассказывается об окопной жизни солдат британской армии накануне начала наступления. Режиссер Уильям Бойд стремился показать моральное положение солдат накануне сражения. Поэтому весь фильм наполнен диалогами, рассуждениями о будущем, жалобами на усталость от никому не нужной войны, случайными страшными потерями, молчанием и выразительными взглядами героев. Таким образом, создается впечатление, что война – неотъемлемая часть жизни этих людей, но при этом что-то непонятное и неуловимое для них, потому что она там, за окопом. Примечательна сцена, когда солдаты выглядывают из своего прикрытия, чтобы посмотреть, какой фронт на самом деле. Сцена очень трогательная: солдат описывает землю и небо, слишком мирные, незатронутые еще войной. И единственным упоминанием о ней служит лишь колючая проволока, которая незаметно окаймляет увиденную картину. Очень часто поднимается проблема везения. «А в итоге все сводится к везению», - замечает сержант. В представлениях этих людей война иррациональна, соответственно, от твоих действий, воли или желания ничего не зависит. Признание везения как главного критерия выживания на фронте говорит о невозможности людей противостоять войне. Везунчик тот, который до наступления попал в лазарет от шальной пули, ведь у него есть шанс выжить, а у других такой возможности нет. Война – не место для хеппи-энда. За первые часы наступления 1 июля 1916 года британская армия потеряла более 60 тысяч человек.