Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа.
Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы
Задачи:
-формирование у детей системы знаний.
формирование у детей трудовых навыков и умений.
формирования у детей любви в природе.
Актуальность
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.
Октябрь
Работа с детьми
НОД: Рыбы.
1.Загадки – движения.
2.Групповой праздник «Семена-носики»
3.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.
4.Наблюдения за комнатными растениями.
5.Чтение художественной литературы о животных и птицах.
6.Наблюдения за природой.
7.Прогулки по окрестностям.
8.Пополнение материалов «Подарки осени»
9.Праздник осени
10.Дидактические игры:
«Чудесный мешочек»
Д/задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам.
«Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству,воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.
НОД: Аквариум (экскурсия).
НОД: «Кто-кто в водяном домике живёт?»
Работа с родителями
- «Ваш ребенок познает мир»
Рекомендации
- Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.
- Выставка, беседы с родителями
Развивающая среда
Оформить альбом «Насекомые»
- Создать картотеку дидактических игр
- Организовать центр воды и песка
Литература
Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010
Ноябрь
Работа с детьми
1.Изготовление поделок из природного материала (шишка)
2.Загадки – движения.
3.Групповой праздник «Шишки»
4.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
5.Экологические и подвижные игры.
6.Опыты.
7.Наблюдения за природой.
8.Прогулки по окресностям.
9.Пополнение материалов копилки «Подарки осени»
10.Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.
11.Эк.лото «Животные и птицы»
12.П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».
13.Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.
НОД: Подарки осени.
Работа с родителями
- Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.
- «Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации
- «Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация
Развивающая среда
- Создание коллекции шишек
Литература
Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010
Декабрь
Работа с детьми
НОД: Птицы зимой.
1.Подкормка птиц.
2.Наблюдения и опыты в природе.
3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»
4.Заучивание стихов о зиме, загадки.
5.Рассматривание картин о животных.
6.Загадки-движения.
7.Наблюдения за природой.
8.Прогулки по окресностям.
9.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»
10.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.
11.Проза о жизни животных зимой в лесу.
12.Рассматривание картин.
13.Зимние подвижные игры.
14.Д/и «Назовем, что видим»
15.Беседа «Как мы играем
зимой»
НОД: Изготовление кормушек.
Работа с родителями
- «Роль игры в развитии ребенка» Консультация
- «Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка
- Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
Развивающая среда
- Изготовление эк\игры «Экологическое лото».
- Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».
- Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»
- Создание копилки «Подарки зимы»
Литература
- Алябьева Е.А. Тематичес-кие дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010
Есть так же материалы с января по май. Пишите в коментарии если интересно.