Пешеходный маршрут по так называемой транскенозерской тропе пролегает от Лекшмозера у села Морщихинская до деревни Видягино возле Кенозера. Это соответственно Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области.
Той тропой автор с четырьмя попутчиками отправился тем погожим сентябрьским днём в трехдневное (уикенд!) путешествие по Кенозерскому национальному парку.
Путь от Морщихинской до Порженского погоста идёт по холмистой местности. Пересечёнка и Север - очень выигрышное сочетание!
Минуют последние следы цивилизации.
Окрашенные дома...
...Инсталляции в стиле «Архстояние»...
...И начинается позапрошлый век, где в ткань без пяти минут дикой природы органично вплетены деревянные сооружения.
Вот церковь Преподобного Александра Свирского на Хижгоре, освящённая в 1871 году.
Строили её местный крестьянин Максим Шилов с артелью. По завершении строительства в 1866 году мастер забросил топор в озеро: инструмент, которым рубили храм, нельзя было употреблять ни для каких других целей.
Вид с Хижгоры, от церкви. Запоминающийся.
Основное отличие национального парка от заповедника заключается в возможности организованного посещения людьми. Платите деньги дирекции и идёте себе по специальной тропе. Правда, с рюкзаком за плечами.
Но на оборудованных стоянках можно отдохнуть, поставить палатку, на готовом кострище готовыми же дровами сварить еду.
Это не то, о чём подумали многие, а отверстие для мусора.
А вот уже домик для раздумий о вечном и бренном.
Пейзаж, который сих пор перед глазами. Казалось бы: чего особенного! Увядание скудной природы. Может быть, потому что настоящее. Ничьей рукой не осквернённое.
По болотистым участкам тропы проложены дощатые тротуары, характерные для населённых пунктов Севера.
Ещё несколько десятилетий назад здесь жили люди.
А сегодня — музей уходящей цивилизации имени Фёдора Абрамова со товарищами по перу и боли.
Вот он, Порженский погост!
Погост не в том похоронном значении, что приходит в голову!
Погостами в старые времена назывались целые населённые пункты, сёла. Понятно, деревянные. Огороженные деревянной же стеной. Где жизнь, там и храм, а при храме и последний приют. Со временем значение слова изменилось.
Просто нереальный вид на Порженское озеро! Вечный покой. Умиротворение. Гармония зодчества и природы. Стоило горбатиться 19 километров!
Место это что называется «широко известно в узких кругах» поклонников деревянной архитектуры Архангельской области, туристов-рюкзачников, православных паломников.
Но кто из нас тогда мог предположить, что очень скоро этот шедевр будет отреставрирован и покрашен как конфетка (изменившись до неузнаваемости) по команде с Самого Верха.